Краткий обзор инструмента управления знаниями «Сообщества профессионалов»
Данный инструмент иногда называют «сообщества профессионалов», «сообщества практик», «центр компетенций», в последнее время также получает развитие т.н. «холократия».
Сообщества профессионалов
это межфункциональное сообщество специалистов в своей сфере, создаваемое в целях, которые не могут быть решены традиционными организационными структурами. Эффективно дополняет традиционные модели организационных структур, делая компании более гибкими и адаптивными.
Выделяют монофункциональные сообщества (сообщества, состоящие из людей, выполняющие одинаковые или очень близкие функции) и кросс-функциональные сообщества (сообщества, состоящие из людей, выполняющие различные функции).
Назначение инструмента:
- Работа над проектами
- Решение комплексных производственных задач
- Снижение коммуникационных барьеров
- Развитие дисциплины, междисциплинарных связей, накопление экспертизы
- Трансформация неявных знаний в явные, распространение знаний
- Создание библиотеки по тематике Сообщества
- Предоставление экспертизы и ответы на запросы
Показатели эффективности инструмента:
- Количество решённых комплексных задач и полученные эффекты
- Количество реализованных проектов и полученные дополнительные эффекты
- Больше горизонтальных связей
- Быстрее адаптация новых сотрудников
- Больше коммуникаций с топ-менеджментом
- Меньше времени на поиск экспертов и информации
- Меньше переписки по e-mail
- Меньше времени на командировки
- Меньше дублирования задач
- Больше идей, сгенерированных внутри компании
- Быстрее получение ответов на вопросы
- Выше продуктивность совместной работы в проектах
- Выше удовлетворённость сотрудников
Вызовы и задачи компании (в каких случаях инструмент будет полезен):
- Неэффективная командная работа, меж-функциональные коммуникации затруднены. Коллективная работа постоянно превращается во множество совещаний
- Рабочие группы работают крайне медленно и неэффективно
- Процессы компании забюрократизированы и не успевают/не могут подстраиваться под изменения внешней среды
- Знания, которые возникают в бизнес-процессах, не отчуждаются от их носителей и не сохраняются для общекорпоративного использования – появляются «узкие места» и «уникальные» «незаменимые» сотрудники
Что получит компания, внедрив инструмент СУЗ (примеры):
Нематериальные выгоды по данным Jive Software:
- 39% — Больше горизонтальных связей
- 25% — Быстрее адаптация новых сотрудников
- 29% — Больше коммуникаций с топ-менеджментом
- 34% — Меньше времени на поиск экспертов и информации
- 27% — Меньше переписки по e-mail
- 26% — Меньше совещаний
- 24% — Меньше времени на командировки
- 27% — Меньше дублирования задач
- 32% — Больше идей, сгенерированных внутри компании
- 23% — Больше успешных задач
- 32% — Быстрее получение ответов на вопросы
- 37% — Выше продуктивность совместной работы в проектах
- 30% — Выше удовлетворённость сотрудников
Создание сообщества практиков Системы снабжения и закупок в Halliburton доказало свою эффективность на множестве примеров:
- В течение первого года после создания сообщества компания сэкономила $71.5 миллионов на затратах на закупки и материалы
- Сокращено ежемесячное количество запросов на оказание услуг на 10 часов в месяц меньше времени, что экономит $1,000 на одного эксперта
- Сообщество стало источником тренингов, а также исполняло роль менторства, что привело к снижению невыверенных остатков запасов в Саудовской Аравии с $700 тыс. до $250 тыс.
Пример финансовых результатов внедрения корпоративной социальной сети Yammer:
- 21 000 сотрудников в компании
- 7000 пользователей корпоративной соцсети
- Исследование проведено в феврале 2011, через 6 месяцев после внедрения
- ROI – 365%
- Срок окупаемости – 4,3 месяца