В этой статье я предлагаю познакомиться еще с одним важным инструментом стратегической диагностики бизнеса — концепцией заинтересованных сторон.
Если спросить собственника какие у него есть ожидания в отношении своего бизнеса на ближайшие 2-3 года, то можно услышать разные ответы.
Например:
рост бизнеса рост дохода меньше заниматься операционным управлением иметь время для того, чтобы начать новые проекты Возможны и другие варианты ответов.
Для реализации своих ожиданий собственник вкладывает деньги и тратит свое время на развитие бизнеса и решение текущих задач.
Поэтому собственник всегда является ИНВЕСТОРОМ!
Важный вопрос: Только ли собственники являются инвесторами или есть и другие категории людей, которые по отношению к бизнесу также выступают, как инвесторы?
Концепция заинтересованных сторон или концепция стейкхолдеров была разработана Эдвардом Фриманом. Ключевая идея этой концепции заключается в том, что сторон, которые могут проявлять значимый интерес к компании существенно больше, чем представлялось раньше.
Стейкхолдеры (заинтересованные стороны) — это группы физических или юридических лиц, которые обладают определенными ожиданиями в отношении результатов и деятельности конкретной организации.
Любая заинтересованная сторона обладает ожиданиями и возможностью реагировать на действия организации (далее вклад ).
Ожидание — это то, что стейкхолдер хочет получить от компании, вступая с ней во взаимодействие.
Вклад — это то, что важно компании получить от данного стейкхолдера для обеспечения своего успешного развития.
Реакция стейкхолдера может носить, как положительный характер, в случае реализации его ожиданий, так и отрицательный характер, если полученные результаты не соответствуют его ожиданиям.
С точки зрения этой концепции все заинтересованные стороны, в первом приближении, можно рассматривать как инвесторов .
Рассмотрим это на примере такой заинтересованной стороны, как сотрудники.
В качестве наиболее распространенных типовых ожиданий сотрудников можно услышать следующие:
доход не ниже среднерыночного уровня по данной специальности рост дохода выше годовой инфляции социальный пакет развитие в рамках компании Ожидания могут быть разными даже в пределах одной компании. Одновременно с ожиданиями каждый сотрудник обладает вкладом . Под вкладом в данной ситуации будем понимать некоторый ресурс, который необходим для развития компании.
И вот здесь возникает очень важный вопрос: Какими ресурсами/вкладами обладает сотрудник?
Что можно отнести к вкладам, которыми обладает сотрудник:
знания и навыки в определенной профессиональной области постоянное совершенствование своих умений и навыков время, которое готов тратить на развитие компании отношение к своей работе качество выполнения задач в своей зоне ответственности Эти вклады неизмеримы в той же степени, что и финансовые ресурсы. По сути, они относятся к категории нематериальных активов . При этом эти вклады принципиально важны для успешного развития бизнеса в современных условиях.
И снова вопрос:
От чего будет зависеть объем вкладов сотрудника в развитие компании? Казалось бы, ответ очевиден. От степени реализации ожиданий. Только вот вопрос с ожиданиями сложнее, чем может быть на первый взгляд.
Всегда ли менеджмент компании прикладывает необходимые усилия для понимания этих ожиданий? Создает ли условия для их реализации? В связи с этими вопросами возникает одна из проблем с сотрудниками компании: реализуя стандартные ожидания сотрудников компания может ожидать от них «стандартные» вклады в развитие бизнеса.
Среди всего спектра заинтересованных сторон (их может быть большое количество) выделяют ключевые заинтересованные стороны (стейкхолдеры)
Ключевые стейкхолдеры — это те заинтересованные стороны, пренебрежение интересами которых чревато для компании серьезными отрицательными последствиями.
К ключевым заинтересованным сторонам в бизнесе всегда относят следующие категории:
акционеры/собственники менеджмент сотрудники клиенты Другие заинтересованные стороны могут становиться ключевыми в зависимости от специфики деятельности компании.
Эта концепция может быть использована как инструмент стратегической диагностики компании существующей ситуации в компании.
Реальный пример анализа ожиданий стейкхолдеров из опыта работы с региональной розничной сетью. (Кейс) Суть проекта:
Определение наиболее важных ожиданий ключевых заинтересованных сторон, оценка степени их выполнения на момент проведения анализа (оценка степени выполнения указана в скобках) и определение необходимых действий.
В качестве ключевых заинтересованных сторон были выбраны:
владельцы топ-менеджмент сотрудники клиенты Ожидания владельцев:
чистая прибыль в год через 3 года не менее 70.0 млн. руб (на данный момент — 40.0 млн. руб) наличие убедительной стратегии развития компании (оценка убедительности для акционеров существующей стратегии — 65%) точность исполнения бюджета — 95-98% (на момент проведения анализа точность исполнения бюджета составляла 85%) Ожидания топ-менеджмента:
понятная связь собственного дохода с прибылью компании (на данный момент — нет) долгосрочный контракт (на момент анализа — да) делегирование полномочий в рамках зоны ответственности (на момент анализа оценивалось на уровне 65-70%) участие в обсуждении стратегических решений (на момент анализа — 60%) социальный пакет (на момент анализа закрывает 90% ожиданий) Ожидания сотрудников:
рост дохода, превышающий реальную инфляцию (на момент анализа — нет) регулярное развитие, показатель — не менее 5 тренинг-дней/год для каждого сотрудника (по факту — не более 3 тренинг-дней/год) отсутствие мелочного контроля (на момент анализа присутствует в 35-40% случаев) социальный пакет (да, закрывает 95% ожиданий большинства сотрудников) понятная возможность роста в компании по горизонтали или вертикали (на момент анализа — отсутствует) Ожидания целевых клиентов:
достоверность указанной информации на сайте и материалах компании (на момент анализа — 98%) оформление покупки не более 10 минут (по факту до 20 минут) постоянное наличие свободной тележки (да) возможное отличие от указанного времени доставки не более 1 часа) (на момент анализа разрыв по времени мог составлять до 3-х часов в 50 процентах случаев) бесплатный вывоз некачественного товара компанией за свой счет (да, всегда) подмена товара на период гарантийного ремонта (нет) Вопрос, который появился у владельцев компании после проведенного анализа: Какова вероятность реализации ожиданий собственников, в случае пренебрежения важными ожиданиями других заинтересованных сторон? Какие вклады можно ожидать от топ-менеджмента, сотрудников и клиентов в развитие бизнеса при таком уровне реализации ожиданий? Достаточно ли этих вкладов для реализации ожиданий владельцев компании? В результате обсуждения был сделан вывод — низкая степень вероятности.
Следующие шаги в этом проекте включали в себя:
оценка последствий для компании в случае, если сохранится существующее положение дел относительно реализации ожиданий топ-менеджмента, сотрудников и клиентов определение причин слабого уровня реализации ожиданий для каждой ключевой заинтересованной стороны выбор тех ожиданий, которые владельцы и топ-менеджмент готовы были реализовать в ближайшее время определение первоочередных действий для реализации выбранных ожиданий Вопросы:
Почему для любой компании важно понимать кто ее стейкхолдеры? Что дает компании знание ключевых заинтересованных сторон, их ожиданий и понимание их вкладов? Как это связано с ее стратегией развития? Разберем на условном примере как влияет на реализацию ожиданий одной заинтересованной стороны степень реализации ожиданий другой заинтересованной стороны Представим, что у владельца компании есть 2 ожидания:
рост чистой прибыли компании выход из операционного управления Допустим, что компания на данный момент времени уже прибыльна и необходимо заниматься реализацией решений по увеличению прибыли. Учитывая, что владелец напрямую управляет своим бизнесом и держит все под личным контролем эта задача вполне может быть решена.
Со вторым ожиданием существенно сложнее, потому что нахождение владельца в операционном управлении означает, что в компании уже сложились определенные практики и стиль управления. Выход владельца из системы операционного управления означает изменение системы управления. А это, в свою очередь, связано с серьезным изменением поведения топ-менеджмента и сотрудников компании.
То есть реализация 2-го ожидания владельца прямо зависит от того, на сколько менеджмент и сотрудники готовы изменить свое поведение. И в этой ситуации вопрос понимания их реальных ожиданий и реализация становится ключевым фактором их готовности к этим изменениям.
Важные вопросы для проведения стратегической диагностики компании: Кто для вашей компании входит в перечень ключевых заинтересованных сторон? Каковы их ожидания? Какие вклады в развитие вашего бизнеса от них ожидаете? Какие риски возникают у компании, в случае пренебрежения частью ожиданий ключевых заинтересованных сторон? Выводы A. Выявление ожиданий и оценка степени их реализации для ключевых заинтересованных сторон — один из важнейших шагов в стратегической диагностике компании.
B. Для обеспечения устойчивого развития бизнеса необходимы разные вклады , как материальные и финансовые, так и нематериальные вклады (знания, компетенции, лояльность и т.д). Владеют этими вкладами разные стейкхолдеры. Их готовность вносить свои вклады/ресурсы в развитие компании напрямую зависит от степени реализации их ожиданий.
C. Для любого стейкхолдера конкретная компания — это инструмент для реализации его ожиданий. Учитывая, что каждый из значимых для компании стейкхолдеров, владеет некоторым вкладом важным для компании, всех стейкхолдеров можно рассматривать как инвесторов.
D. Инвестировать в компанию на долгосрочной основе стейкхолдеры будут в том случае, если будут уверены в реализации своих ожиданий.
E. Знание ожиданий не означает обязательного их удовлетворения. Как правило, ожидания разных стейкхолдеров входят в конфликт между собой, поэтому выбор определенных ожиданий разных сторон для их реализации является очень важным стратегическим решением топ-менеджмента.
F. Принимая осознанное решение о тех ожиданиях, которые не будут реализовываться, собственники и топ-менеджеры должны оценивать потенциальные риски и предпринимать конкретные шаги по уменьшению их влияния.В вашей компании проводят анализ ожиданий ключевых заинтересованных сторон? Повышение качества реализации ожиданий приводит к заметным изменениям результатов компании?