Как мы создавали веб-студию с нулевым бюджетом: история и итоги 5 лет работы
Часть 1. Как все начиналось
Съемная квартира, 3 программиста и нулевой бюджет
На тот момент, когда родилась идея проекта, все трудились в IT-компании штатными программистами и были не слишком довольны текущим положением вещей. Ну и, как водится, мечтали о другом подходе к разработке и о собственном, более качественном, продукте.
История о том, когда людям с прямыми руками и светлой головой надоедает работать «на дядю», наверное, знакома тут многим. Бросить место со стабильной зарплатой было сложно, у всех семьи. Но это и мотивировало – долго сидеть без прибыли никто не собирался.
Мы уволились с работы. Офис организовали из «подручных» средств: один из нас тогда снимал квартиру, которая на 8 месяцев стала новым рабочим местом. Каждый притащил свой компьютер. Собственно, больше нам ничего и не требовалось – только энтузиазм, свежий ум и гениальные идеи.
Так выглядел наш первый «офис», вся правда о суровой российской разработке:
Об идее
Вспоминает разработчик и идейный вдохновитель проекта Иван Трифонов:
«Помню битком набитый автобус №12. Я, стоя криво и на одной ноге, рассказываю программеру свою идею. Про бесплатный софт, продукт без ошибок, свободный график. У человека прям глаза начинают светиться. Потом еще пару человек собрал, сидели с коллегами в столовке после работы, обсуждали. На тех столах в кухне рождался Monoray».
Идея и тематика были выбраны, исходя из нескольких соображений.
Во-первых, в создании сайтов недвижимости у нас уже был опыт, и мы могли предложить клиентам рабочее опробованное и усовершенствованное решение, которое бы помогло сделать и запустить надежный сайт быстро.
Во-вторых, помониторив рынок, мы поняли, что ниша перспективная, а конкурентов в ней не так много.
Итак, идея была определена. Теперь нужно было чем-то выделиться, чтобы нас заметили клиенты – агентства и веб-мастера.
Суть была максимально простой – бесплатная версия продукта, без каких-либо ограничений по сроку использования. Платить клиенту предлагалось по сути только за дополнительный функционал, доработки под конкретные нужды и цели. Если же продукт устраивает в текущем бесплатном виде – мы никак не ограничиваем пользователей. Исходный код программы открытый, каждый грамотный специалист может спокойно усовершенствовать сайт на свое усмотрение.
Чуть позже на основе самых популярных запросов на доработки мы выпустили платную расширенную версию. А бесплатная существует и по сей день и тоже постепенно развивается – на данный момент количество скачиваний перевалило за 50 тысяч.
В качестве основы для CMS был выбран фреймворк Yii. Мы посчитали его оптимальным инструментом, который бы мог обеспечить сайту высокую производительность и безопасность.
Разработчик Иван Трифонов об удобстве фреймворка:
«В современном программировании море готовых решений, нет необходимости изобретать велосипед. Множество плагинов, виджетов, расширений. Бери и пользуйся, можно сконцентрироваться на творческом процессе или отлаживании, а не писать в тысячный раз регистрацию пользователя и создание preview-картинок. Еще один плюс такого решения – становится проще поиск специалистов. Обращали также внимание на сообщество фреймворка, в том числе и русскоязычное.
Активное сообщество и понятная документация очень важны. Сообщество дает некоторое количество заинтересованных людей, можно пообщаться с единомышленниками и найти оптимальные решения общих вопросов. Таким образом, мы и сами принимали, пусть и малое, участие в развитии фреймворка, тоже делали вклад в сообщество. От этого выигрывают все».
Часть 2. Развитие
Запуск Open Real Estate CMS состоялся 28 декабря 2011 года. Мы рассчитывали на первую прибыль примерно через полгода, однако заказы начали появляться уже через 3-4 месяца после старта. До этого момента жили фрилансом, помогали старые рабочие контакты и сарафанное радио. В общем, хороший программист всегда сможет себя прокормить. В это время активно развивали продукт, продвигали свои сайты, общались на тематических форумах и старались всячески заявить о себе.
С клиентами тоже сначала общались сами, что для программистов, погруженных в разработку, практически подвиг. Спустя 8 месяцев сняли офис, сделали ремонт, затем появился менеджер, который обрабатывает входящие заявки и общается с клиентами, и новые сотрудники.
Последующие годы прошли под знаменем постоянного усовершенствования CMS, потому что мы понимали – продукту еще расти и расти. Новые версии выходили примерно раз в 2-3 месяца. Это правило мы стараемся соблюдать и по сей день.
Текущая версия Open Real Estate:
Об оргструктуре: плюсы и минусы демократии
Фрилансеры и стартаперы часто мечтают работать «как в Гугле». График свободный, каждый сотрудник делает то, что его больше вдохновляет, строгой субординации нет.
Мы работаем примерно так же, так как стартанули именно на идее. На заинтересованности, энтузиазме. Каждый хотел вкладываться ради цели и общего дела.
На начальном этапе эта схема – именно то, что нужно. Если у вас есть идея и люди с горящими глазами, которые готовы вложить свое время и умения в проект – это отлично.
У нас до сих пор нет начальников и подчиненных. Менеджер выступает координатором и распределяет загрузку, а все организационные вопросы решаются совместно.
В общем, демократия – это, конечно, прекрасно, и вообще мечта всех офисных сотрудников. Но и у нее есть свои минусы, некоторые из них мы испытали на себе.
Чтобы принцип свободы и равенства отрабатывал и после старта, когда в компании стало больше и людей, и проектов, нужна очень высокая степень ответственности каждого и единое мнение по поводу развития фирмы. Но еще лучше, чтобы был лидер.
В случае с клиентскими проектами менеджер отлично справляется со своими задачами, каждому поручается определенная часть работ, и осуществляется контроль над их своевременным и качественным исполнением.
А вот с определением стратегии, вектора развития фирмы случаются загвоздки. Если мнения не совпадают, обсуждение оргвопросов порой заходит в тупик. А это попросту тормозит компанию.
Часть 3. Стагнация и новые цели
Спустя 2-3 года усиленной работы продукт занял свое место в нише и стал вполне конкурентоспособным. Прямо скажем, у нас не было цели поставить производство на поток, для этого потребовалось бы больше ресурсов – и сотрудников, и времени, и вложений. Поэтому начался некий период «застоя»: положение дел нас в принципе устраивало, загрузка по проектам стала оптимальной для каждого сотрудника, ни больше, ни меньше.
Но вместе со стабильностью пришло понимание того, что последний год мы топчемся на месте, без какого бы то ни было резкого роста, прорывов и побед.
Поэтому наши новые цели – скорее маркетинговые.
Совершенствование продукта в отрыве от потребителя лишено смысла. Поэтому мы планируем:
- при разработке больше ориентироваться на нужды и бизнес-цели нашей аудитории – риелторов, агентств недвижимости, застройщиков,
- расширять перечень услуг,
- улучшать качество сервиса,
- использовать максимум каналов для продвижения (сейчас основной поток клиентов приносит нам контекстная реклама).
Немного статистики
За 5 лет работы мы имеем:
- 46 релизов продукта,
- около 55 тысяч загрузок бесплатной версии,
- более 3 000 работающих сайтов,
- более 1 000 клиентов, которым мы делали доработки.
Такова история вкратце, спасибо за внимание. Можно рассказать еще о многом – о том, как мы подбирали новых людей в команду, о практике сотрудничества с фрилансерами, юридических нюансах, способах продвижения, деталях взаимодействия с клиентами, об инструментах, которые мы используем в работе. Но это отдельные темы для новых статей, и если вам интересно – мы обязательно поделимся!
Будем рады оказаться полезными тем, кто хочет, но не решается развивать собственный проект, вашим вопросам и комментариям.
И конечно, поздравляем с Новым годом! Пусть 2017 принесет качественный рост вашего бизнеса, больше позитивных клиентов, выгодных сделок и новых побед!
На фото: в первом ряду Сергей Жолобов, Елена Кучерова, Николай Фроленков, во втором - Андрей Пасынков, Иван Трифонов.