Что такое воронка продаж и как ее построить?
Воронка продаж отражает весь цикл сделки, начиная от входящего лида или холодного звонка, и заканчивая — оплатой. С каждым этапом клиентов становится меньше. Например, заявки оставили 500 человек, 300 — ответили на звонок, купили — 150, а повторно через год купили вообще 50.
Простыми словами, воронка продаж — это путь, который пройдет клиент от первого касания с продуктом и до покупки. Зачем она нужна, как ее построить и проанализировать, расскажем в статье.
Зачем нужна воронка продаж?
Основная задача воронки — сделать продажи понятными, прозрачными и управляемыми. С чем еще она может помочь?
- Если вы хотите увеличить продажи.
Воронка позволяет легче генерировать идеи по улучшению. Например, вы заметите, что 60% клиентов добавили товар в корзину, но не купили. Что им помешало? Может, стоит добавить способы оплаты или доставки, или настроить рассылки с триггерами выгоды или дефицита.
- Если вы хотите выявить проблемные этапы.
Иногда на каком-то этапе сильно сокращается число клиентов, воронка помогает определить, что именно это за этап, и что нужно доработать.
- Если вам нужны реалистичные планы.
Когда вы видите наглядную конверсию, вам легче прогнозировать объем продаж и им управлять.
Как построить воронку продаж?
Начнем с нескольких простых правил:
- У воронки может быть любой период: неделя, месяц или год. Все зависит от длительности цикла и того, какой период вы планируете анализировать.
- Воронок должно быть много — для разных каналов и продуктов, потому что стратегия продаж для них будет различаться. Иногда делают отдельные воронки для каждого сотрудника, чтобы оценить эффективность их работы.
- Четкие границы для каждого этапа воронки.
- Все этапы воронки должны быть оцифрованы. Сколько клиентов попадает на каждый этап и сколько они там находятся.
- Чем сложнее продукт, тем больше этапов.