редакции Выбор
Как не дать банкам навязать свои услуги
Лизинги, овердрафты, ремиссия… Раньше, пользуясь сомнительной финансовой грамотностью своих клиентов, банки могли подписать на них что угодно.
Сейчас средняя температура по больнице тоже так себе – банки вдруг неожиданно полюбили навязывать страховки. К примеру, гражданка Н. идет в банк брать потребительский кредит. Озвучивая проценты к ежемесячной выплате, банковский служащий демонстрирует нашей гражданке удивительную разницу: со страховкой она будет платить 16% годовых, без страховки – все 20%. Происходит всё это “как бы между прочим” – вам ничего не навязывают, просто пекуться о вашем финансовом благополучии. Вы сами согласились.
Что же делать, если подписались на услугу, которая вам не нужна?
С недавних пор (поэтому не все знают об этом) клиент банка имеет право отказаться от навязанного полиса и вернуть свои деньги обратно. На всё это клиенту дается 14 дней – это еще называют “периодом охлаждения”. На это есть Указание Банка России от 21 августа 2017 г. N 4500-У "О внесении изменения в пункт 1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 года N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования". Указание вступило в силу 1 января 2018 года.
Важно: ряд банков эту норму в свои правила не включил. Если заметите это или попадете в ситуацию, когда банк игнорирует “период охлаждения” – отправьте жалобу в Банк России через интернет-приемную на сайте ЦБ РФ. Удивительным образом на банки это действует “отрезвляюще”.
Если же такие меры не помогут – прямая дорога в суд. О ЦБ можно забыть – он не обладает полномочиями по взысканию денег и ничего не решит в имущественном споре (когда вам не вернули ваши же деньги).
P.S. Споры с банками – не редкость в практике защиты прав потребителей. Поделитесь, пытались ли вас когда-нибудь “подписать” непонятно на что?