Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
560 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как оценить сотрудника со всех сторон: используем «Метод 360» с умом

Как узнать, на своем ли месте сотрудник и как эффективно он работает? Это не так сложно, как кажется. Поделимся советами, как выяснить плюсы и минусы работника с помощью обратной связи от коллег и как в этом поможет квиз.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что такое «Метод 360»

С помощью метода «360 градусов» оценивают сотрудников компании. В опросе участвуют руководители, подчиненные, коллеги. Методика помогает узнать, насколько работник соответствует занимаемой должности.

Ее предложил выпускник Даремского университета Питер Уорд в 1987 году. Оценка «360 градусов» носит такое название, так как профессиональные и личные качества работника оценивают разные люди, с кем тот пересекается чаще всего. Обратную связь получают со всех сторон, по кругу, отсюда и название.

В оценке задействованы как минимум три человека, но лучше если их семь-десять. Обязательный участник — руководитель сотрудника, который высказывает мнение неанонимно.

Опрос сотрудников проводится регулярно на основе анкеты. Результатом станут объективные сведения для оценки и развития персонала.


Вы можете указать любые качества, ценные в вашей компании. Поле для комментариев расширит возможность для точной обратной связи

Раздел с отрицательными характеристиками

Метод «360 градусов» вкратце:

  • скооперировать группу людей, участвующих в опросе;

  • обозначить цели, принципы и критерии оценки;

  • создать подходящую анкету и провести опрос;

  • выяснить результаты и обязательно дать обратную связь.

По итогам определяют зоны роста, развивают конкретные компетенции, назначают обучение для коллег. Все это делается для того, чтобы в итоге улучшить атмосферу в коллективе, повысить лояльность сотрудников.

Плюсы и минусы «метода 360»

Почему выбирают именно этот способ?

  • Он позволяет быстро собрать большой объем информации от разных групп людей.

  • Повышает лояльность сотрудников к компании. Персоналу наглядно показывают, что руководству важно их мнение, чувствуют свою причастность к делам организации.

  • Вы получаете разностороннюю оценку компетенций опрашиваемого.

Недостатки тоже есть:

  • Субъективность и личные отношения могут искажать результаты. Например, кто-то из сотрудников решит свести личные счеты из-за неприязни или наоборот завысить оценку тому коллеге, с кем дружит.

  • Техническая сложность проведения. Если не можете обеспечить анонимность опроса для всех сотрудников кроме руководителя, смысла в опросе нет.

  • Критика. Не каждый сотрудник готов услышать слова критики в свой адрес.

Как составить опрос

Обычно опрос включает две части. В первом блоке оценивают сотрудника по шкале. Во второй части предлагается ответить на открытые вопросы с возможностью оставить комментарий: например, похвалить коллегу или порекомендовать, на что стоит обратить внимание.

Мы рекомендуем учитывать при создании анкеты эти пункты:

  • Не перегружайте опрос. Пять-семь вопросов хватит, чтобы сделать выводы.

  • Подбирайте ясные и несложные формулировки. Вопросы должны быть понятными для всех и без двусмысленности. Вместо предложения «Иван Иванов — клиентоориентированный сотрудник» на «Иван Иванов старается понять потребности клиентов с помощью вопросов и помочь им».

  • Не используйте сдвоенные вопросы. Оценивайте в каждом пункте один индикатор поведения. Например, эти две фразы не соединяйте в один пункт «Способен принимать ответственные решения в трудных ситуациях» и «Стремится к личностному росту и профессиональному развитию».

  • Добавьте вариант «не знаю», чтобы не было искажений в ответах.

  • Соблюдайте анонимность. Люди будут отвечать более честно и справедливо, когда знают, что их оценка не вызовет конфликтов.



Примеры разных разделов анкет для оценки сотрудников:

Как квиз поможет собрать обратную связь

Вы сами выбираете, каким методом проводить опрос. Например, старым добрым способом — вручную на листочках. Есть еще гугл-формы, но могут возникнуть проблемы с безопасным распространением и хранением данных. Советуем выбирать для этих целей простой конструктор, который быстро и безопасно собирает данные; обязательно с аналитикой, считающей ответы, потому что вручную это делать не очень удобно. К примеру, конструктор QForm.


Результаты оценки сотрудника продемонстрированы наглядно в диаграмме.

Варианты для сотрудников:

  1. письменные отчеты с детальным анализом и рекомендациями;
  2. подробные планы развития для каждого члена команды;
  3. личные встречи с сотрудниками для обсуждения дальнейшего роста в работе.

Составьте анкету удовлетворенности сотрудников с помощью квиза. Это просто и удобно: не придется проводить переговоры лично с каждым сотрудником, особенно если многие работают на удаленке. Вы забудете про заполнение и проверку вручную бумажных анкет, для этого есть онлайн-опросы. Полученные данные можно использовать по-разному: корректировать бизнес-процессы, планировать карьеру, обучение и развитие сотрудников, мотивировать команду, чтобы она работала еще эффективнее.

Для сбора обратной связи используйте конструктор квизов. Наш сервис QForm отлично подходит для этих целей. Мы собрали в нем инструменты, которые позволяют бесплатно создать анкету на сайт на любую тему за 5-10 минут.

Для вашего удобства созданы все условия: у вас есть возможность продумывать вопросы и опции, в каком порядке их выкладывать, добавлять разные варианты ответов: один, несколько, с развернутым комментарием.

В конструктор включены готовые элементы: чекбоксы, кнопки с числами, переключатели, выпадающие списки, удобные дополнения в виде ссылки, текстов или изображений.

«Метод 360» заметно повысит производительность сотрудников и поможет создать эффективные планы их развития. Чтобы облегчить вам задачу, рекомендуем попробовать создать квиз на QForm прямо сейчас. Зарегистрируйтесь и скоро увидите результат!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.