Главное Свежее Вакансии Образование
534 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

«2023 год стал рекордным по количеству сделок поглощения региональных FMCG-сетей»

Анализ крупнейших сделок M&A с участием торговых сетей FMCG-сектора включили в свой отчет с итогами 2023 года авторы отраслевого обзора INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России».

«Продолжается активная консолидация рынка, — оценивает ситуацию в отрасли генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — При этом может показаться, будто сделки M&A вызваны только борьбой федеральных игроков за долю рынка, потому что она им очень нужна. С моей точки зрения, доля важна, но она у них и так достаточно велика, и в целом бизнес федеральных игроков весьма стабилен. А вот у региональных сетей гораздо больше проблем — многие находятся либо на грани, либо уже за гранью выживания, поэтому во многом сделки по поглощению связаны с тем, что региональные игроки не в состоянии выдерживать конкуренцию и выживать в текущих условиях».

Итак, какие сети исчезли из всех навигаторов страны и кто из отраслевых гигантов усилил свои позиции за счет их поглощения?

Х5 Group, № 1 в рейтинге FMCG-сетей России

Экспансия Х5 в 2023 году прошла в интересах «Пятерочки». Свое наступление на регионы лидер розничного рынка начал в апреле приобретением компании «Тамерлан» (№ 53 в рейтинге торговых сетей FMCG России) и 295 ее магазинов общей торговой площадью 124,2 тыс. кв. м на юге страны. В периметр сделки вошли сети «Покупочка» и «ПокупАлко».

В августе собственностью X5 стала сеть «Виктория» (единственный актив «Меркурий Ритейл Холдинг», не попадающий под классификацию алкомаркетов). В результате 116 «Викторий», а это более 90 тыс. кв. м в столичном регионе и Калининградской области, трансформируются в «Пятерочки».

В результате сделок, заключенных осенью 2023-го, перспективы торговой сети стали еще интереснее: вывески «Пятерочки» стали готовить для ста с лишним магазинов «Гроздь» в Саратовском регионе (37 тыс. кв. м) и для 71 торгового объекта «Амба» в Хабаровском крае (49 тыс. кв. м).

«Магнит», № 2 в рейтинге FMCG-сетей России

В начале года дальневосточная «Невада Групп» (торговая сеть «Самбери», занимавшая на тот момент 19-е место в рейтинге торговых сетей FMCG России) приобрела 100% бизнеса сетей «Задарма», «Ёе» и «Бонмарт», управлявших 24 объектами в Хабаровском крае.

Во второй четверти 2023-го под управление «Самбери» перешли 25 дискаунтеров «Амбар» и 10 супермаркетов SPAR общей площадью чуть более 23 тыс. кв. м, работавших там же, на Дальнем Востоке.

А уже в октябре «Магнит» анонсировал приобретение 33,01% уставного капитала «Невады» (и, соответственно, третьей части сети «Самбери») и договорился о предоставлении опциона на выкуп оставшихся долей в течение пяти лет.

В том же октябре достоянием «Магнита» стал KazanExpress с разветвленной сетью ПВЗ: более 500 точек в 120 городах страны. В планах ритейлера — создание на его основе собственного маркетплейса с пунктами выдачи заказов в «Магнитах» всех форматов.

«Лента», № 4 в рейтинге FMCG-сетей России

Одной из самых громких сделок 2023 года стало приобретение, сделанное «Лентой». Компания поглотила не просто крупного регионального игрока, а достойного конкурента на рынке, входящего в десятку ведущих FMCG-сетей — группу компаний «Монетка» (№ 9 в рейтинге торговых сетей FMCG России). В результате сделки «Ленте» отошли 2120 «Монеток» общей площадью 606 тыс. кв. м в Поволжье, Сибири и на Урале; пять распределительных центров на 116 тысяч кв. м и приличный грузовой автопарк.

По оценке экспертов INFOLine, этот шаг позволит «Ленте» улучшить динамику финансовых показателей, укрепить позиции на Урале и в Западной Сибири, увеличить долю на рынке с 2,1% до 3%.

«Монетка» при этом продолжит работать под собственным брендом, а все объекты «Ленты» с приставкой «мини» попадут под ребрендинг, став «Монетками».

«Лично для меня наиболее знаковой стала покупка „Монетки“ „Лентой“, — отметил Иван Федяков. — После этой сделки (вкупе с поглощением „Слаты“ и „Красного Яра“ компанией Х5 Group в конце 2022-го) в Сибири, конечно, остались сильные сети „Командор“ и „Мария-Ра“, но неизвестно, сколько они протянут и как долго смогут сопротивляться федеральным игрокам, которые упрочили свои позиции и еще серьезнее консолидировали рынок. Чем дальше, тем серьезнее будет доля федеральных компаний, поскольку, набрав высокий темп, останавливаться в ближайшее время они не планируют».

И другие

Нельзя не обратить внимание также на сделку «ВкусВилла» (№ 7 в рейтинге торговых сетей FMCG России) — в 2023 году компания приобрела кондитерскую фабрику и 40 семейных кафе «АндерСон», работающих по франшизе в трех федеральных округах страны, а также в Казахстане.

Кроме того, торговый дом «Шкуренко» (№ 41 в рейтинге торговых сетей FMCG России) стал владельцем дистрибуционной компании «Ива», которой принадлежит 31 алкомаркет «Мир вкуса» в Кемеровской области.

Презентацию INFOLine"Перспективы потребительского рынка и FMCG-ритейла" можно скачать по ссылке https://t.me/INFOLine_Foodbot или запросить у наших специалистов по e-mail: retail@infoline.spb.ru.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.