Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
102 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Всемирная история торговли в стиле Сатирикона: часть 29. Королева стиля, Шанель №5, “аромат абсолютного холода” и “русский след”

В 1921 году Габриель Шанель, требовавшая звать её Коко, получила сто флаконов заказанных ей духов, которые была названы Chanel Nº 5.

Вполне в духе принципов нового дизайна, который утверждала модельер Шанель (в то время уже очень известная, но еще не обожествленная — её маленькое черное платье появится несколько лет спустя), флакон, в отличие от всех модных парфюмов тех лет, имевших вычурные, необычные формы, был простым параллелепипедом, на квадратной белой этикете были только четкие черные буквы с названием парфюма, а сто флаконов предназначались в качестве подарка для любимых и постоянных покупательниц мадмуазель Коко — словом, простая сувенирка без намека на коммерцию.

Потом будет сочинено множество легенд о том, как этот парфюм задумывался в мучениях, как великий князь из дома Романовых познакомил Коко со своим личным парфюмером, как Коко в ресторанах и на показах моды разбрызгивала этот парфюм, после чего все, буквально все присутствующие женщины обращались к ней с вопросом, что же это за волшебный аромат — словом, банальные и весьма упрощенные сказки, которые так ласкают слух лояльной аудитории.

Коко Шанель, конечно, была персоной необыкновенной, и её звезда взошла в нужный момент в нужном месте, когда во Франции менялись и законы, и «правила жизни» — общественные нормы, и то и другое позволяло заниматься женщинам бизнесом, правда, желающих находилось мало, все-таки жизнь — штука неповоротливая, сознание инертно, положение женщин в обществе всегда предполагало, что их задача — дом, дети и семейный очаг.

Жизнь не у всех складывается по установленному образцу, бывают исключения из правил, которые зачастую формируют новые правила, и таким исключением и стала Коко Шанель. При рождении она получила имя Габриэль, а родилась она в неблагополучной семье, которая жила в крайней бедности. Её отец женился на её матери только тогда, когда родственники собрали удовлетворившее его приданое.

Мать работала прачкой, отец был ярмарочным торговцем, из-за чего семья постоянно переезжала, словом — так себе детство. Родителям было не до детей, на регистрации рождения Габриэль они присутствовать не смогли, из-за чего в материнской фамилии Габриэль была допущена ошибка — вместо Chansel регистратор написал Chanel, что и стало оригинальной фамилией будущей королевы стиля.

Впрочем, жизнь начиналась не по-королевски: после смерти матери отец распихал детей по монастырям, сама Шанель в 11 лет попадает к цистерцианский монастырь, который славится строгой, если не сказать, крайне жестокой дисциплиной.

Зато там учат шить — это занятие захватывает Габриэль, она еще в детстве придумывает фасоны одежды, а её способности к рисованию позволяют создавать эскизы — вот только монастырь явно не то место, где её талант может реализоваться.

Но в конце концов она выходит на пределы монастырских стен, и легко можно себе представить, насколько она поражена миром, в котором она оказалась.

Она устраивается на работу швеей, но ей приходит в голову идея стать певицей в кабаре — вполне простительная фантазия для юной девушки. Вокальные данные у нее скромны, но все же её привлекают развлекать публику, так она она свежа и задорна — мужчинам в кабаре такие девочки-конфетки вполне по вкусу. Вот в это время к ней и прилипает имя Коко — версий происхождения имени слишком много, чтобы их перечислять и пробовать в них разобраться, важно, что её это имя нравится и отныне она будет представляться именно так.

В 23 года она знакомится с Этьеном Бальсаном и становится его любовницей. Бальсан, бывший кавалерийский офицер, наследник крупного состояния, его семья владеет текстильными фабриками, вводит её в круг своего общения, и вот уже двумя годами позже Коко оказывает знаки внимания другу Бальсана, Артуру Кейпелу.


Вспоминать об этом периоде своей жизни она потом будет со смехом: «два джентльмена стремились перещеголять друг друга за моё горячее маленькое тело» — бывшие друзья осыпают Коко подарками, бриллианты, меха, дорогие курорты, изысканное общество и лучшая кухня — к её услугам. При этом Коко каким-то образом находит время заниматься дизайном одежды, решив специализироваться на дамских шляпках, которые ей и впрямь удавались. Уже тогда мода её захватывает, она явно талантлива, но предвоенная эпоха для нее, все-таки — пора ученичества. Так или иначе, выгоду из их соперничества лично она извлекает: Кейпел снимает ей квартиру в Париже и финансирует открытие её мастерской и магазина.

Так, в 1910-м, появляется бутик Chanel Modes, а уже в 1912-м к Шанель приходит и первый успех — её шляпки приобретает актриса Габриэль Дориза, наверное, в то время — первая звезда европейской сцены, и это делает Коко равной первым модисткам Парижа.

Мужчины в её жизни меняются, она уже пережила разочарования насчет так и несостоявшихся браков и — работает, работает и работает.

Её время приходится на послевоенный период, когда именно Коко Шанель совершает революцию в женской моде — она создает коллекции, где строгие и простые линии резко контрастируют с вычурными и причудливыми одеяниями прежней эпохи.О Коко расскажут, как о человеке трех революций в модельном деле, мы в этой статье рассказываем о первом — тех самых духах, Шанель № 5, но позже последуют и другие.Прорыв номер два, к которому Коко шла так долго, случился в 1926-м году она представляет миру свое «маленькое черное платье», которое подается как универсальная идея — такое платье можно надеть и на работу, и на прием, черный цвет оттеняет и подчеркивает все аксессуары, которые можно менять в зависимости от обстановки, словом, иметь маленькое черное платье захотели буквально все женщины планеты, а Коко Шанель с тех пор не просто модистка, она кутюрье номер один в мире, лучшая из лучших.

Её романы приносят ей едва ли не большие состояния, чем её личный коммерческий успех, роман с герцогом Вестминстерским делает её обладательницей огромных земель и особняков, словом, она богата, знаменита, влиятельна, успешна, к ней относятся как к королеве, и дочь прачки ощущает себя именно так.

Увы, но все меняет война. Немцы входят в Париж, Шанель закрывает было свои магазины, но арест её любимого племянника заставляет её искать связи с нацистами. Освобождения племянника она добьется, сумев в свои 56 очаровать видного нациста фон Динклаге, но позже её обвинят не только в коллаборационизме, но в том, что она была секретным агентом немецкой военной разведки.

Впрочем, кажется, Шанель сама заглотила наживку, брошенную ей нацистами. Благодаря своим связям с ними она пробует вернуть себе парфюмерный бренд, так как братья Вертхаймеры — евреи, и по нацистским законам не имею права заниматься бизнесом.

В 44-м Коко арестовывают по обвинению в пособничестве нацистам. Говорят, что освободили её только по совету её старого знакомого, Уинстона Черчилля, правда, въезд в Париж отныне для нее закрыт — она живет в Швейцарии.


Но в 71 год она триумфально возвращается в мир высокой моды, представив миру новацию — дамскую сумочку простой прямоугольной формы на длинной цепочке, которую можно удобно носить на плече. Первоначально сумочка была только черной, но уже в том же году появляются новые цвета и материалы, и уставшие от ридикюлей женщины почувствовали себя свободными. Сумочка, известная как 2.55 (по дате изготовления — февраль 1955-го) незаменима и популярна и по сей день, и остается таким же эталоном, как и CHANEL № 5 и маленькое черное платье. Перед самой своей смертью непогрешимая Коко, икона стиля, допустит серьезную ошибку, отвергнув мини-юбку, что сильно повлияет на успешность её бизнеса. Впрочем, в 1971-м, в возрасте 87 лет, эта беспокойная женщина покинет этот мир, который дальше будет жить без неё.

Слава бренда никуда не делать (имя Шанель и сейчас у всех на устах), а вот с коммерцией дело обстояло плохо, пока, в 1983-м, бренд не вернул на прежний уровень Карл Лагерфельд. Коко Шанель, при всей своей неоднозначности, остается в памяти как человек необыкновенного личного таланта

Но давайте вернемся к духам — в конце концов именно они сделали известную, популярную и очевидно талантливую модельершу звездой.На самом деле известно, что глава парфюмерной компании Ширис давно уже «охотился» за людьми известными, предлагая им создать аромат своего имени — прекрасный маркетинговый ход, заметим. Вот только его идея никак не реализовывалась вплоть до того момента, когда ему не удалось зазвать к себе на фабрику в Грассе, мировой столице парфюмерии, компанию, которая направлялась из Парижа на Лазурный берег. В этой компании оказались и любовники — Коко Шанель и племянник последнего российского императора Дмитрий Павлович.

Из всей компании к идее управляющего фирмой Ширис внимательно отнеслась только сама Коко — в то время один модельер, месье Пуатье, уже вовсю занимался собственным парфюмом, причем — вполне успешно. Коко тут же приходит в голову идея своей «сувенирки», и дальше дела не откладываются в долгий ящик: тут же вызывают парфюмера Эрнеста Бо, которому (вроде бы по настоянию великого князя, который вполне мог бы быть знакомым с Бо еще по Петербургу, хотя этому нет никаких подтверждений), и именно Бо получает от Коко заказ на изготовление духов, которые пахли бы «как женщина, а не как роза».

Так заказ, совершенно случайным образом, попал в руки одного из очень немногих на планете людей, который способен был на большее, чем просто передача запахов растений.

А «русский след» и возможное знакомство этого парфюмера с членами императорской семьи связано с тем, что сам Эрнест Бо родился в Москве, где его отец был записан как негоциант. Говорят (но это не точно), что предок семьи Бо — один из французский пленных, оставшихся в России со времен изгнания Наполеона.

Сводный брат Эрнеста работал одним из управляющих в косметической компании Alphonse Rallet & Co, когда для Эрнеста пришло время определяться с профессией — и свою работу Эрнест, по протекции брата, начинает как лаборант в мыловаренном отделении этой знаменитой тогда в России (не только в России — фирма экспортирует свою продукцию не только в Европу, но и, например, в Китай и Персию) фирмы, в 1898 году. В том же году эту компанию покупает Ширис из Грасса, владелец одного из самых известных в мире предприятий — впрочем, на тот момент на жизни сотрудников Alphonse Rallet & Co это никак не сказывается, московская фирма сохраняет и свое имя, и свой персонал.

Правда, в 1900 Бо на два года уезжает во Францию — в этой стране обязательная воинская повинность, и Бо отдает два года жизни солдатской службе (что, в общем-то, и есть ответ на постоянные спекуляции насчет того, подданным какого государства — Франции или России — являлся Бо).Вернувшись, он учится на парфюмера в той же компании и, пять лет спустя, в 1907-м, обучение закончено, он получает должность старшего парфюмера компании. Ему везет с учителями, среди которых он сам выделяет бельгийца Адольфа Лемерсье, человека необыкновенного, и по своему образу мысли, и по подходу к делу.

Новаторство Лемерсье заключалось в том, что он пробует отойти от «естественных ароматов» — композиций из одного или нескольких запахов цветов, которые в те годы делали примерно все, и экспериментирует с альдегидами, искусственно получаемыми и крайне неустойчивыми запахами. Впрочем, альдегидами, которые вошли в большую моду, кинулись заниматься многие, но только в 1905 году, в Париже, Пьер Армиджан выпускает первый аромат на их основе, духи Rêve D’Or. Что касается Бо, то славу ему принес его первый же аромат, Bouquet de Napoleon, который Бо, романтизоровавший образ французского императора, создал в столетию вторжения своего кумира в Россию, в 1912 году.

Эти духи были номером 1 в России и их ждал успех за пределами страны — о таланте Бо тогда в самых хвалебных словах писала пресса. Впрочем, этим успехом Бо не ограничился — за «букетом Наполеона» последовало несколько других, очень успешных работ, вот только это восхождение новой звезды парфюмерного искусства прервала война.

В 1914 Бо возвращается во Францию и становится офицером одного из пехотных полков. Форму он снимет только в 1920-м, вернувшись из России, с Кольского полуострова, куда он попадает как начальник лагеря военнопленных.


По поводу этой части его службы сохранились рассказы большевиков (которые, правда, историки считают тенденциозными, идеологически отретушированными и, следовательно, не имеющими большой ценности), в которых Бо представляется человеком весьма жестоким и чуть ли не зверем. Так это было или нет — сказать невозможно, но факт, что Бо был имперцем, считал свою родину местом славным, а большевиков — врагами рода людского, бороться против нашествия которых — долг чести.

Впрочем, Бо всегда вел довольно уединенный образ жизни и сам он о своем военном прошлом сказал буквально несколько слов за свою свою жизнь.

Зато он говорил о другом своем впечатлении от Русского Севера, выраженного, конечно же, в ароматах: он вспоминал, как во время службы при первой же возможности уходил в одиночестве к горному ледяному озеру, где вдыхал «запах абсолютной свежести», или «аромат абсолютного холода» — и в дальнейшем именно эти фразы станут одной из ключевыми описательными характеристиками созданного им для Коко Шанель аромата.

Но сама Коко Шанель заниматься духами не хочет, хотя после первой партии в сто флаконов об этом аромате слагают легенды (чему, в определенной степени, вольно или невольно, способствует очень маленький тираж партии), и в 1924-м она, с некоторым даже облегчением, передает права на выпуск этих духов братьям Вертхаймерам и Галери Лафайет — за Коко остается 10% от прав на продажу.

В будущем, когда мадемуазель Шанель поймет, что она упустила, она будет пробовать отнять права у продавцов и вернуть их себе, но, в итоге, ей достанется 2% от продаж CHANEL № 5 по всему миру — чего, впрочем, достаточно, чтобы сделать её из богатой дамы — очень и очень богатой.

Впрочем, для того, чтобы интерес к аромату вскружил голову всему миру, братьям Вертхаймерам предстояло еще поработать довольно много, и одним из первых их шагов стало приглашение в свою компанию на должность главного парфюмера Эрнеста Бо. Который, кстати, принимает на работу и самого известного из русских парфюмеров, в то время — бедствующего эмигранта, Константина Веригина. Вместе с которым отражает, и довольно успешно, притязания госпожи Шанель на собственность бренда.

Жизнь Бо ведет довольно замкнутую, занимаясь коллекционированием русского фарфора и французских вин, а его общественная активность и жизнь вне домашних стен вытекает в создание масонской ложи с весьма оригинальным названием "Свободная Россия".На пенсию он уйдет в возрасте 74 лет, уступив место будущей легенде парфюмерии — Анри Роберу.

За плечами самого Бо как минимум полтора десятка ароматов, признанных мировыми шедеврами и выпускающимися и по сей день, хотя, конечно, ничто их них (да и из любых других духов на свете) не сравнится по популярности с CHANEL № 5

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.