редакции Выбор
«Айтишники вешаются»: как производители онлайн-касс наживаются на ретейлерах
Меня зовут Женя, я работаю в отделе развития российской сети продуктовых магазинов. Увы, не могу обнародовать ее название, пусть оно останется за кадром, а то вдруг уволят. Редакция Spark предложила мне написать статью про злоключения наших магазинов с онлайн-кассами и описать лайфкахи, которые могут быть полезны другим ретейлерам.
«Результаты расхлебываем до сих пор»
История наших хождений по мукам началась в 2017 году, когда 54-ФЗ предписал всем магазинам пользоваться онлайн-кассами нового образца. Раньше эти устройства называли фискальными регистраторами, в новой редакции закона им дали имя контрольно-кассовая техника (ККТ).
Итак, до 2017 года в нашей сети стояли фискальники компании «Пилот» Posprint FP510 — вполне надежные аппараты, не ломались, нас устраивали и, вполне возможно, мы бы и дальше жили долго и счастливо, но не срослось. Согласно 54-ФЗ, все производители ККТ должны быть внесены в реестр налоговой. И «Пилот» долгое время в него не мог попасть, поэтому пришлось выбрать другого поставщика онлайн-касс.
Признаться, я так и не смогла выяснить у айтишников, почему в итоге были выбраны онлайн-кассы АТОЛ 77Ф. История об этом умалчивает, но результаты этого судьбоносного решения мы расхлебываем до сих пор. Как мне рассказали коллеги, раньше фискальники АТОЛ 77Ф не продавались свободно, а только под конкретные проекты. Поэтому были вполне надежны. У них наблюдались только две проблемы. Во-первых, из-за того, что этих устройств не было в свободном доступе, периодически возникали сложности с запчастями. Во-вторых, наблюдались проблемы с отрезчиками: они забивались пылью от отрезанной чековой ленты, а потому переставали нормально резать. Первые АТОЛ 77Ф, которые попали в наши магазины, были именно такими. Чтобы починить отрезчик, нашим айтишникам приходилось их разбирать, но, обычно, это не занимало много времени, и касса как-то особо долго не простаивала.
«На ровном месте теряем деньги»
В середине 2017 года, судя по всему, модель АТОЛ 77Ф стала популярной и, тут я основываюсь исключительно на предположениях, компания «Атол» стала производить этих онлайн-касс гораздо больше, что негативно сказалось на качестве. Вот лишь несколько факторов, на которые постоянно жалуются наши айтишники.
- Во-первых, корпус ККТ АТОЛ 77Ф выполнен из пластика плохого качества. Например, регулярно ломаются держатели крышки. Регулярно — потому, что кассиры работают, им некогда нежно обращаться с аппаратом. Заменил быстро чековую ленту, хрясь крышкой, и в путь! А результат такой, что работа на кассе парализуется пока не принесут другую ККТ на замену. В часы пик — это отдельное удовольствие, особенно в наших небольших магазинах, где всего-то три кассы. По той же причине — из-за отвратительного пластика — часто ломаются и крепления терпомечатающей головки.
- Во-вторых, несмотря на наши бесконечные жалобы, так и не была решена проблема с выпадающим шлейфом терпомечатающей головки (тпг, как называют её айтишники). Точнее, устройство-то доработали — теперь у АТОЛ 77Ф есть специальная планка, которая пытается её удержать. Но вот получается у планки это не всегда, поэтому регулярно кассы у нас встают и по этой причине.
- В-третьих, перенос разъемов блока отрезчика на другую сторону платы грозит срывом пломбы и полной разборкой кассы, если вдруг с ним возникли проблемы. А если что-то сломалось в термопечатающем механизме, то вообще тушите свет — он представляет собой единую конструкцию, и менять приходится весь механизм целиком.
- В-четвертых, наши айтишники просто вешаются оттого, сколько времени занимает обслуживание АТОЛ 77Ф. Для того, чтобы просто обновить его прошивку, нужно запастись значительным терпением, повключать кучу утилит и повыносить себе и окружающим мозг.Как вы понимаете, это далеко не все проблемы с АТОЛ 77Ф, а только те, которые быстренько вспомнили наши айтишники. Но смысл в том, что из-за плохого качества этой онлайн-кассы на протяжении вот уже почти двух лет у нас регулярно случаются проблемы с кассами в разных магазинах: то одна, то другая перестают продавать. То есть мы на ровном месте теряем деньги.
Страдают все
А тут ещё и новость, что за новую прошивку к НДС в 20% «Атол» собирается брать деньги. Как я слышала, «Атол» планирует продавать две лицензии: разовую и годовую. Первая означает, что вы купили лицензию, и у вас касса стала учитывать НДС 20% и формат фискальных данных 1.05. Но если в течение 2019 года власти придумают еще какую-нибудь фишку, в результате которых формат фискальных данных будет изменен — ну не знаю, добавят какую-нибудь запятую — то это будет новая прошивка от «Атола», за которую тоже придется платить. Годовая лицензия означает, что все эти допилы в течение года будут учтены, и за них платить не придется.
Ну ок, но все равно, представьте, как возбудилось мое начальство, которое поняло, что два года назад ему пришлось кучу денег выложить на обновление парка ККТ из-за 54-ФЗ, а теперь еще кучу денег придется заплатить, чтобы получить лицензию на каждое (!) устройство! Так что теперь наши руководители собираются плавно соскочить с «Атола». Судя по всему, нас ждет очередная покупка ККТ — наша сеть просто кладезь для производителей этой техники!
Надо сказать, что такая ситуация не только в нашей сети супермаркетов. Моя подруга работает в цветочном магазине. У них стоит ККТ «ЭЛВЕС-МФ» компании «ШТРИХ-М». С ней тоже все волшебно. У нее часто не работает модуль Wi-Fi, и в строй он приходит только после того, как над ним с паяльником хорошенько поколдуют ребята из ЦТО. А самое прекрасное заключается в том, что чтобы поставить прошивку для НДС в 20% на эту онлайн-кассу нужно менять весь процессор. Иначе никак. И вот этих самых процессоров сейчас в природе нет, и не факт, что они появятся до 1 января 2019 года. То есть, владельцы «ЭЛВЕС-МФ» просто не смогут работать! Совсем! Никак!
И да, компания «ШТРИХ-М» — еще один из производителей ККТ, который хочет получить денег за новую прошивку. Кстати, по слухам, лицензии НДС на 20% от «ШТРИХ-М» имеют срок годности. То есть, не продлил её, функционал работать перестал, и касса снова стала продавать с НДС 18%. Получается, не уследил, не продлил, нарушил закон и нарвался на штрафы. Так что работодатели моей подруги тоже ломают голову, на какую же мобильную кассу переходить.
Вот такая картина получается: производители онлайн-касс не перестают искать способы, как бы нажиться на ретейлерах. При этом впаривают им аппараты, которые работают из рук вон плохо.