Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:
😼
Выбор
редакции
1 232 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Зачем Сбербанк, МТС и IKEA продают кофе

Компания РусХОЛТС (RH Group) подключила около трех тысяч автоматизированных кофе-пойнтов нефтяным компаниям, непродовольственному ритейлу, операторам связи, банкам. Гендиректор компании Александр Кузьмин написал о том, зачем бизнесу кофе.

Александр Кузьмин, глава компании РусХОЛТС

Преподаватель Стэнфордского университета и автор бестселлера «Построенные навечно» Джим Коллинз указывал, что «вечные компании» проходили несколько жизненных циклов товаров и услуг. Рост не подразумевает необходимость открытия новой сферы работы. Чаще требуется раздвинуть уже существующие отраслевые границы и найти что-то интересное на пересечении сфер деятельности. Для этого стоит пристальнее следить за глобальными экономическими трендами.

Банки, ритейлеры, ИТ и другие традиционные компании стараются создать экосистемы сервисов. Основная идея — взаимосвязь. Каждый участник подобной системы увеличивает ценность предложения партнеров, что увеличивает совместные шансы на выживание. Соседям с потоком клиентов стоит объединяться, чтобы предложить этим людям еще что-то, чем конкурировать, пытаясь отбить этот ресурс, или создать свой с нуля. Поэтому в последние три года так популярен формат магазинов shop-in-shop. Для малого и среднего бизнеса — это возможность подняться за счет потока покупателей крупного ритейлера. Для второго — расширение предлагаемого сервиса. Дополнительный выигрыш для обеих сторон — снижение арендных ставок. Так, на заправках предлагают поесть и выпить кофе, в отелях — заказать экскурсионную программу, в турагентстве — оформить визу, процесс покупок совместить с походом в кино.

Ритейл


Среди всех вариантов общепитовского бизнеса кофе занимает особое место, потому что маржинальность чашки кофе может составлять 200% и даже больше.


Великие возможности общепита по продвижению основных услуг бизнеса открыл основатель IKEA Ингвар Кампрад. Возможно, он не первый отметил, что после легкого перекуса (кофе и выпечка) отдохнувший покупатель в разы легче и быстрее решается на покупку мебели. Зато он первый, кто вывел из этой закономерности бизнес-стратегию. Цена чашки кофе и булочки, или даже тарелки фрикаделек, несоизмерима с ценой кухни, поэтому цены в кафе мебельного гиганта всегда максимально низкие. Покупатели так полюбили обедать в IKEA, что рост продаж еды в группе компаний за три года с 2013 по 2016 составил 8%, а мебели — 4,5%.

Кофе подталкивает людей возвращаться в магазины. Последний год трафик М.Видео снизился на 3.8%. Для возвращения утраченных позиций в 2019 сеть открыла внутри магазинов кофейни Cofix.

Офисы


В эпоху рационального потребления компании переформатировали классические офисы в гибкие рабочие пространства, организованные по принципу коворкингов. При таком подходе компания может по своему усмотрению принимать решение по количеству сотрудников, их рабочему графику и т.д. Подобная организация работы обязательно требует дополнительной инфраструктуры.

Принципиальная точка роста для бизнес-центра — сфера общепита, движущаяся в сторону «быстро, вкусно и недорого». Поиск точки прорыва происходит в рамках рабочего пространства для большого количества людей. По данным NPD Group, на начало 2019 года кофе был в каждом третьем чеке общепита. У целевой аудитории бизнес-центров сформированная культурная привычка к употреблению напитка.

ИТ-компании — одни из драйверов развития экономики. Для примера, в 2019 году в Петербурге IT-сектор сформировал четверть объема всех сделок на рынке аренды офисов. Айтишники в качестве сотрудников — «сложные» клиенты. Работодатели соревнуются в количестве «плюшек», которые они готовы предоставить своим сотрудникам. При таком раскладе общепит входит в перечень требований «по умолчанию», наравне с удобной парковкой, удобным расположением, современным архитектурным и интерьерным решением.

Именно российскими программистами разработана и создана полноценная платформа для управления любым количеством кофемашин и автоматизированных кофепоинтов BMS Coffeе Control (часть BMS Cloud). Используя платформу, нашему партнеру удалось создать сеть автоматизированных кофе-корнеров Vortex Coffee, которые с 2019 года покоряют пространства крупных офисов и бизнес-центров.

Салоны связи



Специфический вид ритейла, где на выбор посетителя влияют множество факторов. Поэтому в салонах сотовой связи так развиты системы лояльности. Однако посетители массово уходят он-лайн. Гаджеты и электроника стабильно входят в топ-5 продаж в сети. Для привлечения покупателей в офлайн, маркетологи используют множество методов — от акций, до напитков. Кофе не только отлично продает, но и оставляет психологические «якоря» за счет запаха и вкуса.

Совмещение салона связи и кофейни приводит к росту трафика в полтора раза, показатели продаж опережают показатели обычных точек в 1,5–2 раза. Как пример с 2018 года «Билайн» открывает кофейни OnePriceCoffee, Coffee Like и др. В салонах работают десятки кофеен и кофе-корнеров. Оператор развивает и собственный бренд «Билайн и кофе», добавляет он, а всего под разными брендами в магазинах «Билайна» работают десятки кофеен и кофе-корнеров. Представители компании заявляют, что непрофильный бизнес увеличил трафик на 62% в одном из магазинов Петербурга. Не отстает и МТС с Costa Coffee внутри салонов.

Сотовые операторы за рубежом работают еще масштабнее. Например, американский оператор связи AT&T в 2018 году запустил в Сиэтле проект The #Lounge. На первый взгляд, это общественное пространство, в котором сведены воедино хай-тек, культура фриланса и кофе. Однако помимо зоны кафе, пространство предложило потребителям магазин и зону отдыха. Фишка The Lounge — сверхбыстрый доступ в интернет, который позволяет запускать прямые трансляции и смотреть стримы в HD.

АЗС


Для современного водителя важно не только заправить автомобиль, но и «заправиться» самому. Исследование 2019 года показало, что среди факторов влияющих на выбор заправки 81% водителей обозначили наличие кафе и только 14% указали качество топлива. То, что считалось сверхценным с рождения заправочной отрасли (качество топлива) становится «гигиеническим фактором».

В 2018 продажа кофе помогла «Газпром нефть» заработать свыше 3 млрд рублей. В первом квартале прошлого года компания увеличила выручку на 17.8% или 700 млн рублей. Наблюдая за востребованностью горячего напитка «Газпром нефть» даже ввела «новую кружку» на 400мл на своих АЗС, а также добавила автоматизацию. Теперь клиенты сами оформляют заказ через смартфон, выбиряая напиток по вкусу.

Банки


Банки, пожалуй, самый динамично меняющийся сектор экономики. Еще он очень емкий на технологии. Финтех и ритейл — настоящие локомотивы прогресса. Представить себе магазин будущего или банк сейчас все сложнее и сложнее. Тут ошибутся любые футурологи. Все те функции, за которыми 10 лет назад люди приходили в банки, можно выполнить в режиме онлайн. Крупнейший банк страны позиционирует себя как ИТ-компанию и создает экосистему сервисов.

Интерес к общепиту в таких высоких «айтишных» сферах нужен как раз для того, чтобы крепко стоять ногами на земле. Вспомним еще раз о тех выводах, которые сделал основатель IKEA. Сытый и довольный человек покупает больше, а спортивный — меньше. В портфеле банка множество дорогостоящих и долгоиграющих услуг.

Неслучайно в конце прошлого года Сбербанк запустил в одном из своих заведений точку McDonald’s. Если захотите поесть, то придется подождать лишние минуты из-за доставки. Блюда доставляют Delivery Club из ближайшего ресторана. А вот кофе — непосредственно заслуга сети общепита.

Вкусный кофе в любом заведении с посетителями — незаменимая маркетинговая опция. При должном уровне автоматизации напиток становится еще и источником прибыли. Пока рынок находится в самом начале своего пути, но уже обещает много интересных кейсов в ближайшее время.

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.