Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
3 022 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Карантин заканчивается, проблемы начинаются

Основатель «Школы Траблшутеров» Олег Брагинский о том, с чем бизнес столкнется после смягчения ограничений.

Олег Брагинский, основатель «Школы Траблшутеров»

Ожидание лучшего красит будни, вдохновляя на свершения: близится окончание самоизоляции. Засидевшиеся дома готовы пахать не покладая рук. Но месяцы простоя имеют последствия, преодолеть которые особенно сложно непродовольственной рознице, наиболее подверженной спаду во время вынужденных каникул.

Со слушателем «Школы Траблшутеров» Владиславом Черновым рассмотрим, с чем столкнёмся и как минимизировать ущерб. Пока дворы пусты, и длятся дни простоя, можно сослаться на необходимость изоляции и отгородиться от проблем. Выход из вынужденного безделья создаст шквал людей, встречать которых не рады.

Банк интересуется сохранностью займа, кредиторы ждут возврата денег за поставки, сотрудники требуют зарплату. Арендодателей не интересуют рассказы о бездействии, налоговая даёт отсрочку не всем, клиенты экономят каждый рубль. Решение вопросов лежит в нескольких плоскостях, расставим приоритеты:

  1. Финансовое состояние зависит от денежных запасов, кредиторской и дебиторской задолженности, оборачиваемости капитала, снижения выручки, выплаты процентов и основного долга по кредиту, возможности пролонгации обязательств или шанса привлечения инвесторов.
  2. Юридические обязательства ставят вопросы: подпадает ли деятельность под льготы и субсидии (в зависимости от ОКВЭД), каковы санкции за невозврат, не нарушено ли согласие участников, соблюдены ли личные поручительства, субсидиарная ответственность, прозрачность зарплат.
  3. Отношения и репутация. От них зависят: дадут ли рассрочку по оплате товара, снизят ли аренду на время карантина, обратятся ли работники в трудовую инспекцию в случае задержки жалования. Желанна лояльность клиентов к вашей компании, но рассчитывайте на неё в последнюю очередь.
  4. Психологическая устойчивость. Проблемы являются разом, к ним не подготовиться, а личное мнение не объективно. Во время стресса принять решение сложно, несколько верных — нереально. Задачи: сохранять спокойствие, привлекать сторонних экспертов и «держаться».
  5. Маркетинговая стратегия. Вышеперечисленные меры предназначены для временного сохранения на плаву. Если зашли в тупик — надо что-то менять. Смена ассортимента или ценовой категории, работа онлайн, закрытие неприбыльных точек, анализ отрасли. Если не сейчас, то уже никогда.

После учёта данных факторов принимаем сложное решение: двигаться дальше или снижать неизбежные потери. Результат зависит от эмоций не меньше, чем от аналитики. Исходить стоит из того, что лёгких вариантов нет — выбираем меньшее из зол. Ставим вопрос: «Верим ли в успех через два года?».

Решили закрыть фирму — минимизируйте ущерб. Главные люди: команда аудиторов и юристов. Обязательно сторонних: свои не найдут допущенных ошибок. Нужен анализ узких мест, план минимизации финансовых убытков и юридических рисков. Выйти в ноль не получиться, но лучше потерять руку, чем погибнуть в бою.

Кто-то закрывает долги, выплачивает премии и уходит под аплодисменты. Таких мало и нам о них неизвестно. Другие выбирают процедуру закрытия или банкротства. Подобным грозят иски от кредиторов, проверки контролирующих органов, негатив рынка, проклятие сотрудников. Период временный оставит горький след.

Встали на путь развития? Важную роль сыграют всё те же юристы. Помогут разобраться с жалобами, объяснят чего делать не стоит, возьмут на себя претензионную переписку и эмоциональный негатив, отсрочат рассмотрение исков, пока фирма не сможет наладить продажи и обрести устойчивость под ногами.

Главная задача директора: генерировать выручку и смягчать острые углы там, где возможно. Сотрудникам важны уверенность в завтрашнем дне и перспективы. Объясняйте коллегам, что происходит в компании, вовлекайте в решение проблем, демонстрируйте честное поведение, интересуйтесь тревогами и заботами.

При переговорах с банком помните о постановлении правительства об официальном полугодовом моратории подачи на банкротство. Кроме того, если компания не платит по кредиту, то по постановлению ЦБ заметно увеличивает отчисления на резервы. Это немного упростит переговоры об отсрочке платежей.

Банкирам важна кредитная история, сохранность залога, наличие поручителей. Снижение оборотов не расстроит финансистов. В принятии решения о реструктуризации долга помогает дополнительный залог, поручительство или частичное погашение. Переговорам там учат серьёзно, настройтесь на долгий процесс.

Оптовые поставщики ценят постоянство платежей, а в крайнем случае — график погашения задолженности. Их положению можно только посочувствовать. Как правило, большая доля заёмных средств, массовая задержка платежей розницы, снижение оборотов. Под льготы государства подавляющее большинство не попадёт.

Покупатели как никогда понимают свою важность: при подборе товара цена играет всё больший удельный вес, спонтанных покупок становится меньше. Решение долго обдумывают, сравнивают альтернативы, требуют скидки, рассрочку. Программы лояльности по банковским картам и расходы на эквайринг съедают доход.

Большинство постановлений правительства по возможности не платить аренду на время карантина сводятся к одному: договаривайтесь сами. Единственная появившаяся возможность: досрочно расторгать договора. Общее снижение арендных ставок поможет пользователю помещения перейти на льготные условия.

Демпинг конкурентов мешает всем. Есть мнение, что, снизив цену, получим больше, но это путь в никуда. В тяжёлые времена волки сбиваются в стаи. Идите на контакт с оппонентами: завязанный диалог, возможно, приведёт к непривычным формам сотрудничества. Вероятна продажа части бизнеса или партнёрство.

Изучите требования Роспотребнадзора к новым правилам работы: обеспечение сотрудников масками, перчатками, антисептиками ложится на плечи работодателя. Неизвестно как, но необходимо блюсти дистанцию в полтора метра. Несоблюдение грозит последствиями вплоть до приостановки деятельности.

Решите, чем готовы жертвовать: продать часть бизнеса, недвижимости, уменьшить автопарк, сократить персонал. Не забывайте, что, уволив всех, не с кем будет возрождать бизнес. Тем, кто выстоит дольше, и достанется доля рынка. Кризис не время ориентироваться на прибыль, главное: продержаться.

Читайте также:

Как растет выручка малого бизнеса после смягчения ограничений в регионах

Топ-20 блогеров для продвижения в Instagram: апрельский рейтинг Brand Analytics

Исследование: как компании e-commerce общаются с потребителями во время самоизоляции

Малый бизнес не досчитался в апреле 54% выручки: аналитика «Эвотора»

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.