редакции
Как мы персонализировали продажи для 500 тысяч клиентов
Собственник сети магазинов электроники обратился с задачей: увеличить выручку с покупателя за 36 месяцев. Вместе с учеником Школы траблшутеров Максом Колпаковым изучили «траекторию жизни» полумиллиона потребителей. Проанализировали наполнение чеков, выделили популярные позиции:
1. Смартфон / планшет / гироскутер.
2. Плёнка / стекло для экрана.
3. Автомобильная зарядка.
4. Внешний аккумулятор.
5. Держатель в машину.
6. Настройка ПО.
7. Карта памяти.
8. Селфи-палка.
9. Гарантия.
10. Чехол.
Учли среднюю частоту покупок и срок жизни товаров, сформировали календарь предложений:

На основании таблицы подготовили перечень коммуникационных блоков — наборных фрагментов страниц с персональными предложениями:
1. Фото и описание товара с кнопкой обратного звонка и заказа.
2. Список номенклатур с простым или сложным заголовком.
3. Модуль «Свяжитесь со мной».
4. Установка напоминания.
5. Продавец-консультант.
6. Оценка обслуживания.
Получившийся набор передали Битрикс-разработчикам. Созданные блоки заполняли именами и названиями из 1С: сайт работал в режиме «телевизора». Спрашивали мнение покупателей о продавцах, измеряя удовлетворённость. Опирались на привычный шаблон действий: оценивать приложения смартфона и водителей служб такси.
Рейтинг
торговцев и управляющих магазином применяли в кадровых решениях вместе с отчётом
о прибылях и убытках. Упреждали потенциальный негатив покупателей: выливался не
в социальные сети, а выплёскивался руководителям. У последних появлялся шанс
оперативно исправить ситуацию: Транслировали
отрицательные отзывы в корпоративный чат, мотивируя продавцов сохранять
репутацию. Присутствие собственника в группе кратно растило вовлечённость. На
старте негатив поступал пару раз в неделю, спустя месяц — не чаще шести жалоб в
квартал. «Сарафанное радио» компании разнесло весть о новом контроле: Определяли
сотрудников без фотографий, уведомляя управляющих магазинами. Наличие
изображений подопечных в 1С ставили в KPI, передав ответственность шефам. Качество
снимков влияло на количество оценок, средний балл, место в рейтинге у руководителей
секторов. Среднее звено получило стимул следить за чёткостью фотокарточек. Строгость
принесла результаты — 96% сотрудников выполнили KPI: Выявляли
топовых продавцов по оценкам покупателей, делая поправку на посещаемость
магазина: Определяли
лучших руководителей, публично хваля в корпоративном чате. Триггеры «Быть
первым / отличником / самым упорным» работали не хуже материальной мотивации: Проявляли
заботу, предлагая замену, если покупка не понравилась. Фиксировали прецеденты,
подавая сигнал управляющему магазином и продавцу о меркантильном отношении к
клиенту: Приглашали
обновить чехол и установить защиту дисплея — наиболее изнашивающиеся и
маржинальные аксессуары: За
приобретение начисляли бонусные баллы, стимулируя повторные покупки. Щедрая
раздача «очков» не страшила: позволяли оплатить частично лишь товары с высокой
маржой. Строили инструмент аналогичный скидочной карте на следующую сделку: Допродавали периферию и бытовую электронику.
Не являясь профильным магазином, держали в ассортименте только «хиты» — по одной-две
позиции на категорию: Предлагали
популярные модели, встречающиеся чаще остальных в чеках за прошедшие 90 дней. Выделяли
товары всех времён и народов — универсальные, востребованные, подходящие
большинству: Контролировали
аналоги и аксессуары, привязывая наличие к отправке автолэндинга. Исключали
ситуацию продвижения отсутствующего товара: Подтвердили
гипотезу, что дополнительное поле снижает конверсию формы на треть. Настраивали
автозаполнение, облегчая заказ: Подключили
Telegram и
Viber:
снизили затраты, повысили открываемость, увеличили длину сообщения до 1’000
символов вместо 70 привычных для SMS: Выявили недостатки Telegram: 1. Периодические блокировки
госорганами. 2. Бан при малейшем подозрении на
спам. 3. Малый охват. Определили
преимущества: 1. Попадание в общую ленту сообщений. 2. Бесплатность. 3. Гибкость API. Узнали минусы
Viber: 1. Дополнительная плата за право
получать ответы пользователей. 2. Отдельная папка для уведомлений
от бизнеса. 3. Заспамленность канала. Зафиксировали
плюсы: 1. Наличие официальных
представителей и техподдержки. 2. Широкое проникновение в регионе. 3. Стоимость кратно ниже WhatsApp. Проверяли
доставляемость и прочтение. Если послание трижды оставалось неоткрытым, использовали
иной мессенджер. Ситуация повторялась — отправляли смс: Первые
рассылки показали недостаточную кликабельность. Устранили ошибки распознавания
ссылки на разных смартфонах — не помогло. Добавили в адрес страницы ФИО
получателя — переходы выросли на треть: Собирали
обратную связь, получили полезную рекомендацию: добавить сценарий «куплено в
подарок». Следуя совету, ввели новый раздел: Настроили
уведомления сотрудникам в 1С и на почту: Текст
письма выглядел примерно так: «На персональном лэндинге site.ru/m/aleksandr-ivanov была заполнена форма обратного
звонка. Три дня назад Клиент Иванов Александр Васильевич подарил смартфон
Samsung Galaxy S9+ 64 GB Black Клиенту Анна. Просьба узнать, всё ли в порядке с
устройствами.» Задачу
по обзвону «получателей подарков» сохраняли в 1С, проверяя факт и скорость
исполнения. Подбирали аксессуары, экипируя пользователей по полной. Настроили
анализ чеков по стоимости приобретённого устройства, деля товары по ценовым
категориям: Стандартизировали
тексты, подчёркивая переменные. Каждому аксессуару создавали отдельный шаблон: "Сергей,
автомобильное зарядное устройство для вашего смартфона Xiaomi Redmi
Note 5А · заряжает
и телефоны, и планшеты · снабжено
универсальным портом USB,
сила тока до 2,4А · автоматически
отключает питание при перегрузке или коротком замыкании." Сформировали
прототипы — трафареты будущих страниц. Создание очередного лэндинга требовало
лишь запроса в 1С: узнать недостающие имя, названия и модели ранее
приобретённых девайсов: Получили
множественные дизайны страниц. Вот так выглядел мини-лендинг для автомобильного
зарядного устройства и чехла для смартфона: Аналогичные
лэндинги создали под остальные аксессуары: · защитное
стекло на экран / плёнка для дисплея · внешний
аккумулятор · настройка
ПО · карта
памяти · селфи-палка · гарантия. Ключевым предложением оставляли «обновить
аппарат»: 1С анализировала предыдущую покупку, находила соответствую новинку в
товарной матрице, информировала пользователя об открывшейся возможности: Формировали
отчёт по продажам, считая выгоду от персональных лэндингов: Оценив
результат, искренне порадовались: прирост дохода от индивидуальных предложений составил
3-7%% выручки. Немалая сумма, учитывая годовой бюджет клиента, измеряемый
миллиардами. Компания словно получила дополнительные магазины: от четырёх в
несезон до семи в «урожайные» месяцы. Инструмент
стабильно работает в автоматическом режиме, расходы на поддержание стандартны:
хостинг сервера, доставка смс и сообщений в мессенджеры.






















