I. Описываем
рынок рассматриваемой работы.
Пример:
развитие профессиональных навыков и личностных качеств сотрудников.
Ёмкость:
· 6+
млрд руб., из них Y — наша выручка
· 24’000+
компаний, из них Х — наши клиенты.
Портрет
организации:
· 100+
сотрудников
· разветвлённая
сеть филиалов
· удалённый
или гибридный формат работы
· регулярно
проводится обучение персонала
· опционально:
сотрудники обязаны соблюдать нормы техники безопасности
· сложная
продукция с постоянными изменениями: айти, производство, фарма, банки, FMCG
· есть
одно или несколько подразделений из списка: продажи, клиентский сервис, техническая
поддержка, колл-центр, закупки.
Конкуренты:
· прямые
для синхронной части — видеосвязь: [Продукт1], [Продукт2], [Продукт3]
· прямые
для асинхронной части — база знаний, тестирование, сертификация: [Продукт4],
[Продукт5], [Продукт6]
· косвенные:
офлайн тренинги, отсутствие процесса обучения.
Преимущества
перед:
· прямыми
конкурентами: [фича1], [фича2], [фича3]
· косвенными
конкурентами: стоимость, трудозатраты, влияние на KPI ЛПР.
Клиенты,
использующие продукт:
· холдинг,
производящий стройматериалы
· региональный
банк с множеством отделений
· ИТ-компания,
выпускающая софт для малого и среднего бизнеса.
Работы
делятся на три уровня :
1. Big
Job
— большая, не меняется
годами, психологически-фундаментальная.
Формат : глагол + объект/предмет
(существительное).
Пример : увеличить прибыль компании — потребность,
существующая столетиями.
2. Core
Job
— основная, функциональная задача клиента, которую полностью или в значительной
степени выполняет продукт.
Формат : глагол + объект/предмет
(существительное) + контекст (события в прошлом, заставившие искать решение).
Пример : обучать сотрудников онлайн
после перехода на «удалёнку».
Нередко одно решение основной
работы «увольняет» другое. До пандемии 2020 года многие корпорации тренировали
сотрудников офлайн, с наступлением локдауна перешли в онлайн.
3. Micro
Jobs
— мелкие задачи, необходимые для выполнения основной работы.
Пример : оповестить работников о
занятиях, провести уроки по видео, проверить домашнее задание.
Сбор
фактуры проходит через интервью с клиентами, потенциальными и платящими.
Типовой
набор вопросов:
1. Как можно вас представить: ФИО, должность?
2. Как давно используете [НазваниеПродукта]? Для
решения каких задач?
3. Как решали проблему до приобретения [НазваниеПродукта]?
Какие трудности испытывали ранее?
4. Почему решились на использование
[НазваниеПродукта]? С какими сложностями столкнулись при внедрении?
5. Как выбирали решения? С чем сравнивали, какие
критерии выбора использовали?
6. Как [НазваниеПродукта] помог решить ваши задачи? Как
изменились ваши KPI, показатели бизнеса? Можете поделиться открытыми
результатами, цифрами?
7. Каким функционалом [НазваниеПродукта] пользуетесь
чаще всего, что наиболее полезно для вас?
8. Планируете ли пользоваться [НазваниеПродукта] для
других задач? Если да, каких именно?
9. Что бы посоветовали коллегам по рынку, кто только
начинает решать задачи, аналогичные вашим?
10. О чём мы не спросили? Что ещё хочется рассказать?
11. Есть ли у вас яркие кейсы или проекты, связанные с
[НазваниеПродукта]? Сотрудничество с известными личностями, полученные награды,
выполненные крупные проекты?
Чтобы получить статистически значимые результаты, требуется
провести 15+ интервью по каждой работе.
Из
ответов формулируются выводы :
1. Работа : качественно обучать персонал с
минимальными затратами.
Проблемы,
подтолкнувшие к поиску решения :
· Компания
выпускает сложный продукт, новые сотрудники тратят много времени на изучение, часть
не проходит испытательный срок из-за слабого знания материала. Преподавать в
офлайне трудоёмко, дорого, для удалённых регионов — невозможно.
· Компания
выпускает сложный продукт с регулярными обновлениями, сотрудники долго разбираются
в апдейтах, плохо информируют конечных пользователей. Клиенты не внедряют
созданные для них инструменты — теряется конкурентное преимущество.
2. Страхи
и беспокойства клиента по выбору и использованию нового решения :
· при
онлайн-обучении слушатели меньше общаются и хуже вовлекаются (4 ответа)
· боязнь
потерять репутацию из-за низкого качества платформы (3 ответа)
· опасение
остаться один на один с технической проблемой (2 ответа)
· сотрудники
откажутся учиться из-за сложного интерфейса (2 ответа).
3. Как улучшится жизнь после внедрения
решения :
· пользователи
быстрее начинают использовать новый функционал продуктов
· обученные
сотрудники лучше работают и продвигают товары компании
· ввод
в строй новых работников требует в разы меньше времени и сил.
4. Конкурентные решения по обучению
сотрудников с минимальными затратами :
· рассылки
через e-mail и мессенджеры (2 ответа)
· офлайн-конференции
и мероприятия (2 ответа)
· онлайн-платформа
[Название1]
· онлайн-платформа
[Название2]
· онлайн-платформа
[Название3].
5. Критерии выбора :
· удобство
и простота использования для организаторов и учащихся (4 ответа)
· наличие
успешных кейсов и отзывов отраслевых конкурентов (3 ответа)
· стабильность
и общее качество сервиса (2 ответа)
· русскоязычная
техническая поддержка (2 ответа)
· стоимость
(1 ответ).
Важные
фичи :
· аналитика
по вовлечению сотрудников (3 ответа)
· адресная
книга и e-mail рассылки (3 ответа)
· брендирование
интерфейса (2 ответа)
· индикация
соединения (2 ответа)
· чат
(1 ответ).
Обобщающие
тезисы выносим на холст:
II. Описываем
три-пять Job Stories :
Сценарии
появления работы :
контекст + задача + сложности.
· Для
адаптации сотрудников нужен онлайн-инструмент для быстрого, автоматизированного
и измеряемого онбординга новичков. Офлайн-занятия — долго и дорого, в удалённых
регионах — невозможно, нет смысла держать тренера в штате для ввода в строй пары
человек в квартал.
· Для
постоянного обучения сотрудников навыкам нужен онлайн-инструмент ускорения,
упрощения и оцифровки процесса. Офлайн-формат слишком долгий, с высокой
себестоимостью и трудно измерим.
· Для
извещения об обновлении продукта нужно донести изменения до сотрудников
оперативно и с минимальными трудозатратами. От скорости внедрения новинок
клиентами зависит конкурентоспособность продукта.
III. Структурируем
данные о лицах, принимающих решение о закупке онлайн-сервиса для обучения.
Психологический типаж и темперамент не так важны: в
В2В решения принимаются c опорой на KPI, более рационально и обоснованно.
Разберём на примере HR-директора, HR бизнес-партнёра
и руководителя отдела персонала.
За
что отвечает:
· ускорение
и упрощение найма и адаптации
· развитие
навыков и компетенций сотрудников
· сокращение
времени на принятие решений по кандидату.
Какие
задачи решает:
· собеседование
кандидатов
· приём
сотрудника в компанию
· построение
адаптационной траектории
· назначение
наставника — опционально
· назначение
плана на испытательный срок.
На
какие метрики ориентируется (KPI):
· время
на адаптацию
· отток
на испытательном сроке
· конверсия
в закрытую вакансию
· себестоимость
обучения на сотрудника.
О
чём беспокоится:
· сложный
продукт — погружение и обучение занимает много времени
· высокий
отток на адаптации — не все новички выдерживают нагрузку
· низкая
конверсия в закрытую вакансию — следствие непростого продукта
· большой
поток сотрудников — не хватает времени, чтобы общаться с каждым лично.
Ключевые функции онлайн-платформы для ЛПР:
· сквозная
аналитика по курсам — моментальная сводка по прогрессу обучающихся
· авторизация
по корпоративной почте — безопасность, сокращение времени на администрирование
· автоматическое
назначение адаптационной траектории — сокращение времени на проектирование
· платформа
охватывает все аспекты, форматы и типы обучения в одном окне — сокращение
времени на администрирование
· онлайн-тренинги
с эффективностью как в офлайне — сокращение затрат на тренеров/командировки без
потери в качестве.
Релевантные кейсы под метрики роли:
· ИТ-разработчик
перевёл обучение персонала в онлайн и сократил затраты на 40%
· страховая
компания снизила расходы на обучение работников на 70% после перехода в онлайн
· FMCG-бренд
сократил затраты на подготовку сотрудников вдвое с запуском тренингов в онлайне.
IV. Составляем
таблицу из собранных выводов и инсайтов:
V. Подбираем
релевантные фичи и иллюстрации для устранения страхов:
VI. Группируем
преимущества:
VII. Указанные
инсайты транслируем через все точки касания.
Цель — вызвать у пользователя a-ha moment (восторг озарение), осознание,
какую работу выполняет продукт и как именно.
Примеры
из фармацевтики:
1. Рекламное объявление:
2. Вебинар:
3. Сайт:
4. Презентация:
5. Методичка:
6. Кейс:
В каждом касании отражена работа из фармотрасли, и описано
как сервис её выполняет. Активность в маркетинге начинается с определения
работы клиента, и понимания как продукт решает назначенную задачу. Следует транслировать
сформулированный посыл во всех коммуникациях с потребителями.