Целевая аудитория: кто это и в чем нюансы Целевая аудитория (ЦА) — это группа людей, которая может удовлетворить потребность с помощью вашего продукта или услуги.
Если более широко, то это та часть пользователей, на которых вы направляете маркетинг, рекламные кампании. Именно под этих людей вы разрабатываете предложения, УТП.
В чем нюансы:
чтобы разработать сильное и результативное УТП, нужно знать, для кого оно будет сильным; без глубокого понимания своих потенциальных клиентов, сложно сфокусировать на нужных людях; без фокусировки на конкретных пользователей придется тратить много денег впустую — реклама будет показываться тем, кому продукт не нужен, не интересен и т.д. Олег — предприниматель и автор курса по запуску малого бизнеса. Без проработки целевой аудитории он запускает рекламу в социальных сетях и поисковых системах. Выбирает всех людей от 20 до 40 лет, тратит $300, получает 2 регистрации на курс стоимостью $130. Привлечение 1 клиента ему обходится в $150, всё работает в убыток. Но он мог бы получать клиентов в 5-10 раз дешевле.
Как этого добиться:
Провести анализ целевой аудитории и определить, кто чаще всего интересуется запуском малого бизнеса. Узнать, на какие сообщества в соцсетях подписаны потенциальные клиенты. Определить, с каким контентом они активно взаимодействуют, что лайкают, комментируют, чем делятся. Сформировать портреты, аватары клиентов, чтобы учесть разные страхи, возражения, явные и скрытые мотивы. Лишь затем сформировать разные офферы, создать креативы, запустить таргетированную рекламу на разные сегменты ЦА, Давайте разбираться постепенно. Но вначале стоит понять цели и задачи, которые стоят перед бизнесом. Важно понять, для чего вам нужно описание аудитории, где вы будете с ней взаимодействовать.
Анализ целевой аудитории: виды и методы ЦА обычно делят на основную и косвенную.
Основная — те, кто принимают решение, действуют, делают покупку.
Косвенная — могут влиять на выбор и принятие решения, выделять деньги, но сами не действуют.
Методы: как и где получить информацию о ЦА Чтобы получить максимально объективные данные, оптимально использовать:
анкеты; интервью; опросы. В реальности провести качественно интервью, собрать анкеты или даже провести опрос не так просто. Поэтому можно сделать мини-исследование.
Изучите социальные сети. Используйте поиск в соцсетях, профильные сообщества, просмотрите страницы конкурентов. Почитайте форумы, комментарии в блогах, профили лидеров мнений и другие площадки, где могут быть представители ЦА, Если уже есть сайт с подключенной аналитикой (Google Analytics, Яндекс.Метрика), изучайте показатели. Что нужно знать про ЦА Ключевые данные, которые вам нужны:
Базовые характеристики: пол, возраст, география (женщины, 25-45 лет, Киев). Интересы: обширные тематики, сообщества, медиа, которые читают (интересуются модой, стилем, посещают культурные мероприятия, городские фестивали, читают Vogue и Cosmo). Платежеспособность: кто может себе позволить ваш продукт/услуг. (доход средний и выше среднего; предприниматели, ТОП-менеджеры). Проблемы: что хотят решить, какая у них задача, как это связано с вашим продуктом (хотят выглядеть стильно, в тренде, подчеркнуть свой статус). Но это лишь первые шаги. Нам нужно больше данных и инсайтов, поэтому — идем дальше.
Как определить целевую аудиторию: сегментирование Когда вы сформируете некое ядро, общее описание своей аудитории, нужно её сегментировать по одному из критериев:
Демографическому — возраст, пол, семейное положение. Социально-экономическому — образование, карьера, уровень дохода. Географическому — место, район, если бизнес привязан локально. Психографическому — психотип людей: обыватели, интеллигенты, новаторы, карьеристы, гедонисты, подражатели. Лучше, чтобы у вас было не менее 3 сегментов.
Пример для туристического агентства:
Сегмент № 1: Мужчины 25-40 лет, холостые, любят активный отдых, увлекаются спортом, интересуются туризмом, доход средний и выше среднего.
Сегмент № 2: Девушки 25-45 лет, Киев, есть молодой человек или муж, хотят красиво и стильно отдохнуть, ищут популярные курорты, поездку обычно оплачивает мужчина, но выбирает девушка.
Сегмент № 3. Мужчины и женщины 25-45 лет, Киев, 2-3 раза в год ездят отдыхать, выбирают туры вместе, ищут что-то спокойное и комфортное, могут поехать на отдых с детьми.
Чаще всего для сегментирования используется методика 5W Марка Шеррингтона:
Что? (What?) — какой у вас товар, услуга. Кто? (Who?) — кто покупает товар, услугу (возраст, пол и т.д.) Почему? (Why?) — какая мотивация, для чего покупают. Когда? (When?) — когда продукт, услуга необходимы людям. Где? (Where?) — где взаимодействуют с продуктом, где принимают решение, где покупают. Что с этим делать Поставьте четкие, понятные цели и задачи — зачем вам сейчас понимание ЦА. Соберите всю информацию о своей аудитории через статистику сайта, своих сообществ, опросы и анкеты. Проведите фокус-группы и интервью, если это возможно. Соберите всю информацию о своей ЦА и разбейте её на сегменты с помощью метода 5W или с привязкой к одному из важных для вашего продукта критериев. Дождитесь 2-ю часть нашей инструкции =) В следующей части инструкции мы расскажем:
как составить портреты клиентов; какие психотипы клиентов стоит использовать; что такое «лестница узнавания» по Бену Ханту; как могут выглядеть портреты клиентов (примеры). Если есть еще что-либо про ЦА, о чем мы пока умолчали, но вам очень интересно, напишите в комментариях!