Как компании следить за окупаемостью проектов — опыт без теории
Riverstart — IT-компания, мы разрабатываем цифровые экосистемы для клиентов и собственных нужд. У нас в работе бывает около сотни проектов одновременно. Нам не хочется заниматься чем-то, что отнимает кучу времени у команды, но приносит скудный доход. Если свой проект оказался невыгодным, то надо его сворачивать, если клиентский — пересматривать счет или список услуг.
Поэтому по каждому проекту мы считаем окупаемость:
- сколько денег проект приносит компании;
- сколько времени сотрудники тратят на задачи по разным проектам;
- сколько денег компания тратит на оплату этого времени;
- какая себестоимость каждого проекта;
- какой доход проект приносит компании с учетом всех расходов.
Мы занимаемся более выгодными проектами и пересматриваем те, которые отнимают много времени у команды, но приносят меньше всего прибыли.
Как мы считаем окупаемость проектов
Общая сводка финансов без подробного попроектного разделения нас не устраивает. Что мы делаем:
- Смотрим, какую часть рабочего дня сотрудник потратил на задачи по проекту. Без фанатизма, с учетом времени на перекур и чаёк между задачами.
- Учитываем оплаты от клиентов: фактические и планируемые. Строим графики, чтобы видеть прибыль по проектам и подразделениям в реальном времени.
- Считаем, во сколько обошлась компании работа сотрудника на этом проекте. По окладу, фиксу, почасовке или иному формату, плюсуем премии.
- Считаем дельту по проекту.
- Сравниваем периоды и делаем прогнозы.
Конечно, это все считаем не вручную.
Какие инструменты нужны для отслеживания окупаемости
Самый простой, доступный и бесплатный способ — использовать Google Sheets, Google таблицы.
Мы стали вести таблицы: каждый сотрудник в собственном файле указывал проект, задачу по нему и затраченное время, а алгоритм считал сумму по указанной нами формуле. У разных сотрудников они могли различаться в зависимости от ставки и способа поощрения — почасовке, фиксу и так далее.
Получалось что-то такое: Оказалось, так отслеживать время и финансы не очень удобно. После таблиц мы взялись пробовать сервисы. Требования базовые: Мы не нашли сервисы, которые бы подходили по всем требованиям и были бы удобными. По крайней мере на момент, когда мы искали, таких не было. Так что мы решили создать для себя собственный сервис. Мы определили роли. Поскольку в процессах задействованы руководитель, менеджеры проектов и сотрудники, которые заняты в проектах, мы составили список отчетов, которые нужны этим трем ролям, и расписали роли с разной функциональностью. Мы не стали реализовывать функцию постановки задач и отслеживания статуса, для этого есть свои платформы. Мы делали сервис для отслеживания окупаемости, а не трекинга рабочих процессов. Этой информации хватает, чтобы создать интересные отчеты для каждого участника. Мы сделали сводку для сотрудника: сколько времени он потратил на проекты и сколько денег заработал. Дополнительный аргумент к премии и предостережение от трудоголизма. У менеджера данные по занятости команды, так он может разгрузить занятого спеца, обсудить приоритеты в распределении времени. Руководитель все контролирует: смотрит отчет по эффективности сотрудников, расходам и доходам компании, расписанию проплат, планируемым доходам и прочему, сравнивает данные по кварталам, месяцам и другим периодам. Ему остается следить за делами компании и делать прогнозы. В итоге такая система сильно упрощает контроль движения финансов и форму отчетности. Например, сотрудникам стало проще забивать данные по задачам. Каждому сотруднику не дашь доступ в 1С, куда бы он заносил свое время в течение дня, а такой сервис — это выход. Готовую систему мы назвали Liana и долго тестировали внутри. Сейчас мы не против помочь внедрить такую систему другим компаниям со схожими потребностями. Liana зарегистрирована в Федеральном институте промышленной собственности и включена в Реестр российского ПО. У других компаний есть возможность пойти по нашей дорожке — сделать свою систему или попробовать нашу, которую мы здесь описали.

Как подобрать сервис, чтобы считать окупаемости
Какие данные собирать, чтобы считать окупаемость

Руководителю окупаемость проектов, сотруднику — окупаемость своего времени



