Большинство обращений (70%) по имущественным вопросам связаны с недвижимостью. Юристы помогают
людям проверить документы о правах на недвижимость, наличие ограничений или
обременений, сведения о продавце, выявить риски оспаривания сделок. 10% обращений связаны с движимым имуществом, 9% — жилищными и коммунальными проблемами, 5% — земельными
участками, 4% — договорами
долевого участия, 2% — вопросами
регистрационного учёта.
В категории «Семья» чаще всего к юристам обращаются
за сопровождением бракоразводных процессов (28%), по вопросам раздела нажитого
в браке имущества (26%), взыскания алиментов (23%) и составления брачного
договора (10%). По 3% клиентов обращались за такими услугами, как установление
родственных отношений, лишение родительских прав, определение места жительства
ребёнка и порядка общения с ним. Оспариванием отцовства занимался 1%
пользователей сервиса.
Самыми популярными на тему «Финансы» стали обращения к юристам об обжаловании
арестов или взысканий денежных средств (48%). Не все знают, что надо делать,
когда счёт заблокирован или деньги списаны по исполнительным документам или
постановлениям судебных приставов. Юристы помогают найти информацию, почему произошёл арест и консультируют, как действовать в
такой ситуации. Остальные запросы по
финансовой тематике приходятся на взыскание долгов (33%), сопровождение работы
с приставами по исполнительным производствам (10%) и банкротству (9%).
87% обращений в категории «Налоги» приходится на
услуги, связанные с налоговыми вычетами и составлением деклараций, 13% — налоговыми
льготами.
Большинство запросов (63%) на тему защиты прав
потребителей связаны с получением компенсации за некачественно оказанные услуги
или выполненные работы, 18% касались неустойки за некачественный товар, 10% — проблем
с туристическими компаниями, 4% — взысканий с застройщиков неустойки по договорам
долевого участия.
Поводы для обращений по трудовым вопросам разные, однако
в топ-3 попали незаконное увольнение (22%), воинский учёт (16%) и пенсия (13%).
Большинство обращений к автоюристам связано с ДТП
(39%), обжалованием штрафов (19%), лишением водительских прав (15%),
возмещением ущерба, возникшего при эксплуатации транспортного средства (14%)
и вопросами автострахования (13%).
Самое большое количество запросов в категории
«Наследство» (78%) связано с разрешением споров о наследстве, определении доли
каждого наследника и урегулировании долгов наследодателя. 11% обращений касалось
оформления завещания, 6% — признания наследника недостойным, 5% — сопровождения
заключения договора ренты.
Игорь Кондрашов,
вице-президент, директор Правового департамента Сбербанка:
«Более 60% запросов на юридические онлайн-услуги
поступает из Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах люди предпочитают общаться с
юристами очно, однако сейчас тенденция меняется, и мы видим, что спрос на такие
услуги растет и в других городах России. Даже в сёлах, посёлках и малых городах
страны, где нет большого количества юристов, можно обратиться к опытным специалистам
в любой области права. По нашим прогнозам, в связи с изменениями в
законодательстве, в ближайшее время увеличится спрос на услуги, связанные с
налоговыми вычетами и налоговыми льготами. Возможно снижение количества
обращений в судебные органы, поскольку в июле 2024 года принят федеральный
закон о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, которым увеличен размер
государственной пошлины за рассмотрение дел судами. Ожидаем, что клиенты
переориентируются на внесудебные способы урегулирования конфликтных ситуаций, в
которых присутствие юристов еще более значимо для соблюдения интересов стороны.
В связи с ожидаемой повышенной нагрузкой желательно избавление юристов от
рутинных дел, в связи с чем, мы активно разрабатываем и внедряем в нашу работу
искусственный интеллект — это позволяет снизить стоимость юридических
услуг, не снижая их качество. Так, юристы СберПраво уже привлекают AI-помощника
GigaLegal для выполнения рутинных процессов».