Контент-стратегия для стартапа: Основные вопросы
С чего начинать
У команды любого стартапа всегда множество дел, успешное выполнение которых непосредственно влияет на будущее молодой компании. Найти не только физические, но и ментальные ресурсы на продумывание контент-стратегии в таком случае довольно затруднительно.
Создание контента — трудоемкий процесс, однако его можно оптимизировать с самого начала. Логичнее всего строить работу, держа в голове воронку — самая ее широкая часть будет началом реализации контент-стратегии. Иначе говоря, на самом первом этапе стартапу нужно работать с площадками, которые гарантируют наибольший охват аудитории, а затем двигаться в сторону более узкоспециализированного контента.
В Рунете такими трафиковыми площадками являются , например, ресурсы издательства «Тематические медиа» — «Хабрахабр», Geektimes. При этом, прежде чем выходить на них, имеет смысл протестировать свою контент-стратегию на менее популярном, но сходном по составу аудитории (и предоставляющем бесплатные корпоративные блоги), ресурсе Spark.ru — получив первые положительные отклики от аудитории на этой площадке, уже можно двигаться дальше.
Подобный подход позволит сначала привлечь широкие массы потенциальных клиентов, затем выделить из них людей, с большой вероятностью заинтересованных в покупке, а уже затем подводить их к сделке.
Это отлично, но о чем писать?
В одном из наших предыдущих материалов мы говорили о том, что контентом может стать все, что угодно — в качестве примера приводился опыт российской UX-компании UIDG, которая на старте своей активной работы с контентом опубликовала рассказ о своем офисе и его интересном дизайне.
Материал, изначально написанный на русском языке, за счет изображений, на которых был запечатлен двухэтажный «дизайнерский» офис, смог привлечь даже читателей, которые разговаривают только по-английски. Одним из них стал известный UX-эксперт Джон Маеда (John Maeda), который поделилсяссылкой на пост в своем Twitter, где на него подписаны около 380 тысяч человек.
Еще один пример — мессенджер для командной работы Kato, который не стесняется рассказывать о фишках продукта, даже о тех из них, которые могут быть интересны только узкой прослойке пользователей. Вот, например, их пост о внедрении в мессенджер горячих клавиш, повторяющих идеологию Unix-редактора Vi/Vim.
Контент везде — не нужно бояться рассказывать о своем продукте и его фишках, а также внимательнее смотреть по сторонам. Самое главное — соблюдать баланс и держать в уме цели бизнеса — это поможет избежать ошибок.
Нужны ли соцсети
Многие стартаперы воспринимают соцсети, как источник трафика и потенциальных клиентов. В некоторых ситуациях (особенно в b2c-сегменте) это действительно может быть так, однако требует либо значительного креатива, либо больших инвестиций.
Гораздо чаще соцсети для компаний играют роль еще одного канала распространения информации — кому-то из пользователей удобнее читать пост в блоге, кто-то хочет подписаться на корпоративный аккаунт в Twitter и получать обновления таким образом.
В общем и целом, в условиях ограниченности ресурсов, соцсети — не то, на что стартапам следует тратить свои силы и время. Если же вы все же решили заняться соцсетями всерьез — вот здесь представлены результаты любопытного исследования на тему того, почему пользователи не подписываются на аккаунты брендов.
Нужно ли воспитывать своего маркетолога
Стартапам в подавляющем большинстве случаев не нужны маркетологи в штате — это слишком большая роскошь, к тому же эффективность работы людей на зарплате всегда хуже, чем работа профессионального подрядчика, верно замотивированного желанием получить интересный проект в портфолио и соответствующими KPI с вознаграждением за их выполнение.
Поможет ли жесткий план
Нет, жесткий план не поможет. Контент имеет свойство рождаться на ходу и не рождаться в соответствии с планом. Чаще всего вы будете создавать план, потом те или иные материалы будут «съезжать» по датам, поскольку по разным причинам сделать их в срок не получится (зато часто получится сделать что-то другое).
В результате на изначальную дату в план будет поставлен новый, родившийся внезапно материал, а изначально планировавшийся контент «переедет на попозже». При взгляде на такой план по окончании определенного периода будет казаться, что он идеально выполнялся, но на самом деле это не более чем «планирование прошлого».
При этом, вышесказанное не означает, что планировать ничего не нужно. Стартапу обязательно стоит иметь несколько общих направлений – тем, посты по которым уже можно планировать («на этой неделе у нас обязательно должен быть пост по фиче продукта и один перевод зарубежного текста с комментарием наших экспертов»). А конкретные темы придут по ходу дела, главное – начать работать.
Как привлечь профильные СМИ
Основатель Smile Bright Media какое-то время проработал журналистом в онлайн-изданиях Рунета, в том числе в «Цукерберг Позвонит». Резюмируя этот опыт, можно заявить, что в большинстве случаев стартапам не нужно тратить свое время на работу со СМИ.
Журналисты в российских онлайн-медиа живут сложно — у каждого из них есть норма материалов, то есть статей, которые нужно опубликовать за день. Часто только на поиск интересных тем у журналистов уходит львиная доля рабочего времени, поэтому просьбы ничем не примечательных в глобальном плане стартапов (положа руку на сердце, чаще всего это правда) их только раздражают и отвлекают. Кроме того, нет никакого смысла писать об очередном «Booking.com, только дешевле», когда можно написать про реальный Booking.com или успехи Илона Маска и получить куда больше просмотров.
Кроме того журналисты избалованны — представитель даже самого захудалого онлайн-СМИ постоянно атакуется пиарщиками и стартаперами, желающими добиться публикации, чтобы об их компании кто-нибудь узнал. Журналистов зовут на бесплатные семинары, конференции (разумеется, там встречают и хорошо кормят), отправляют в пресс-туры (в том числе за границу) — все ради одной публикации, которая может собрать пару сотен просмотров.
В результате эти люди «воротят нос» — угодить их утонченному вкусу довольно сложно, а даже приблизительно подходящий для публикации материал они будут просить поправить бессчетное количество раз. Куда эффективнее просто публиковать интересный контент, используя имеющиеся возможности, и журналисты придут сами.
Заключение
В общем и целом, локомотивом контентной и маркетинговой стратегии стартапа должен являться блог — это ресурс, на котором появляется интересный контент и из которого этот контент распространяется на другие блог-площадки, в соцсети и попадает на глаза журналистам. Важно помнить, что вложения в контент являются долгосрочными — интересная информация будет играть на руку бизнесу и спустя год и два после ее публикации.
Если вы хотите продвигать свой проект в интернете — напишите нам на hi@smilebright.media, и мы создадим для вас качественный контент, учитывающий все аспекты вашего бизнеса.