Три ступени к сильному тексту для чат-бота 1. Определите цель чат-бота Сначала определите задачи, которые возьмет на себя чат-бот: вовлекать, продавать, отвечать на часто задаваемые вопросы. Потом решите, как вы будете измерять эффективность чат-бота. Это могут быть такие показатели, как количество обращений в саппорт-службу, объем лидов, продажи в мессенджерах.
Поставленная цель должна соответствовать основным критериям SMART — быть конкретной, измеримой и ограниченной во времени.
2. Проанализируйте общение с клиентами Чтобы понимать, как правильно выстроить коммуникацию с клиентами, проанализируйте, с какого места на сайте они переходят в мессенджеры и на каком этапе воронки продаж находятся.
При разработке сценария определите тип посетителей:
B2C-сегмент: переходят в соцсети, чтобы сравнить одного продавца с другим, прочесть отзывы, узнать о скидках, увидеть живые фото товара или сотрудников компании. B2B-сегмент: смотрят доступные вакансии или варианты сотрудничества, анализируют кейсы, а также ищут подтверждение компетентности. Объедините эту информацию и цель создания чат-бота, чтобы прописать стандартные вопросы. Если вам нужен ассистент, пропишите всё, о чем потенциально могут спросить. Если продажник — сделайте акцент на выгоды, решение задач с помощью продукта, условия доставки и оплаты, а в конце закрывайте на оформлении заказа.
3. Создайте сценарий Правильный сценарий для чат-бота соответствует следующим требованиям:
простой и логичный; решает задачи посетителя; оправдывает ожидания пользователя. Продумайте и запишите весь маршрут пользователя от первого сообщения до решения задачи. Для этого используйте программы для создания интеллект-карт, например, XMind или Miro.
Ниже — базовый вариант сценария чат-бота для digital-агентства.Визуализация сценария чат-бота
После этого приступайте к копирайтингу. Когда пишете тексты для чат-бота, всегда помните о его цели. Четко отвечайте на вопросы и подтверждайте профессионализм с помощью контента, чтобы пользователи вовлекались в общение.
Ниже разберем основные правила написания текстов для чат-ботов.
ТОП-5 правил написания текстов для чат-ботов Не используйте термины, штампы и канцелярит Сообщения чат-бота должны быть понятными. Используйте простую терминологию, избегая сленга и сложных формулировок.
Например, в кругу программистов слова «запилить» и «дебажить» не требуют пояснения. При этом, отчитываясь о проделанной работе заказчику, эти слова стоит заменить на «добавить функционал» и «устранить ошибки».
Если ваши тексты будут сложными, меньше посетителей захотят общаться с чат-ботом.
Пишите кратко и просто Сообщение должно быть ёмким и легко читаться с экрана смартфона. Делите текст на абзацы по 1-2 предложения.
Чтобы диалог выглядел как переписка с человеком, установите задержку отправки сообщения 4-5 секунд и имитацию набора текста. Такие настройки есть в конструкторах чат-ботов, в том числе и в SendPulse .
Используйте подсказки и быстрые ответы Чат-бот даст результат, если вы поможете посетителю пройти всю цепочку сценария. Используйте кнопки, быстрые ответы и выводите подсказки, чтобы упростить общение. Обязательно давайте возможность отказаться от выбора.
Направляйте посетителя Перечислите все задачи, которые может решить чат-бот, в welcome-сообщении. Затем предоставьте подсказки. Так люди поймут принцип его работы и не растеряются.
Разбавляйте общение эмоджи и комплиментами Эмодзи помогают структурировать текст по абзацам, расставлять акценты и добавляют эмоциональной окраски.
Подбадривайте пользователя: хвалите за хороший выбор или делайте комплименты за правильные ответы в опросах.
Примеры текстов для чат-бота, которые работают Welcome-сообщение
Для новых подписчиков важно:
понимать, что они общаются с чат-ботом; подсказать, какие задачи он способен решить; персонализировать общение; задать простой вопрос или сделать актуальное предложение, стимулируя к продолжению диалога; использовать быстрые ответы или кнопки. Избегайте размытых фраз вроде «Что я могу вам подсказать?» и продаж в лоб. Проанализируйте действия и уровень знаний аудитории про продукт на входе в чат-бота, чтобы подготовить актуальные и полезные тексты.Пример приветственного сообщения для магазина часов
Деление аудитории на сегменты
Важно сегментировать аудиторию по интересам, точкам входа и другим специфическим данным (возраст, пол, этап в воронке продаж). Это поможет предоставлять подписчику актуальную для него информацию и настраивать таргетинг рассылок.
Для этого проведите квиз. Подготовьте 3-5 вопросов, чтобы выделить ключевые сегменты аудитории.
Например, агентству performance-маркетинга важно знать:
цель продвижения (лиды, имидж); бюджет на рекламу; главные каналы для рекламы; нишу, в которой работает его клиент; есть ли канал на YouTube и видеоролики для продвижения. На скриншоте ниже приведен пример цепочки чат-бота, который задает вопросы подписчикам и на основании ответов присваивает теги.Пример сегментации подписчиков чат-бота
В итоге аудитория автоматически разделяется по группам, и рассылки проще таргетировать. После короткого опроса стоит сделать персонализированное предложение, а также предложить бонус или скидку.
На стороне пользователя диалог с чат-ботом выглядит так:
Уникальное предложение по результатам опроса
3. Лидогенерация Чтобы получать лиды через чат-бота, проанализируйте запросы клиентов и способы их решения внутри мессенджера. Проведите опрос сейлзов и анализ ЦА, соберите FAQ, которые оставляют в директе и в комментариях.
Например, запросы посетителей интернет-магазина по продаже часов могут быть такими:
выбор часов по основным характеристикам; поиск по цене; подбор подарка по полу/возрасту/событию; поиск часов по картинке, скриншоту, описанию или артикулу с любого сайта в интернете. Если запрос нестандартный, переводите переписку на менеджера. В этот момент можно взять номер телефона для связи.
Ниже — пример выявления потребностей у подписчиков интернет-магазина часов и аксессуаров.Пример продаж в чат-боте
Чат-бот подбирает часы по цене или фильтрует с учетом конкретных характеристик.
Диалог со стороны пользователя
После этого чат-бот перенаправляет посетителя на страницу сайта с предложенным товаром или переключает диалог на менеджера.
4. Часто задаваемые вопросы Здесь сработают следующие подсказки:
соберите вопросы, которые встречаются чаще всего; пропишите содержательные, но короткие ответы; добавьте популярные вопросы в тех местах диалога, где они чаще всего возникают, или объедините их в меню FAQ; предоставьте человеку возможность пообщаться с оператором в чате или запросите его контакты для разговора по телефону.
Пример консультации по кэшбэку в турфирме
5. Контакты Обязательно добавьте сценарий с контактами в чат-бота, если вы предоставляете услуги, хотите привлечь клиентов в офлайн-магазины, сервисные центры или точки самовывоза.
Такой сценарий должен включать в себя:
адрес с номером дома, парадного и этажом; фото входа или фасада; телефоны и электронную почту; график работы; возможность связаться с менеджером; переход в основное меню; опцию построения маршрута. Упростить подписчику поиск офлайн-точки можно с помощью Google Карт. Для этого выберите месторасположение на карте, сгенерируйте ссылку и прикрепите ее к кнопке «Построить маршрут».
Пример цепочки «Контакты»
5 ошибок при создании контента для чат-бота Писать полотна текста. Сделайте диалог между посетителем и чат-ботом приближенным к реальному общению. Пишите короткими, но содержательными предложениями. Разбивайте текст на абзацы по 2-3 строки.
Не дублируйте в чат-боте всю информацию из сайта или писем.Условия доставки лучше сократить, чтобы пользователи дочитали до конца и оформили заказ
Вести бесцельную беседу. У каждого разговора должна быть цель. Если диалог не соответствует потребностям пользователя, он его прервет.
Чтобы человек дошел до конца цепочки, используйте быстрые ответы и подсказки.Такой диалог без конкретики хочется закрыть
Отправлять одну рассылку на всю аудиторию. Персонализируйте сообщения, чтобы уделить больше внимания каждому подписчику. Для этого используйте автозаполнение, подставляя переменные с именем получателя в шаблон рассылки.
Продавайте мягко. Для начала изучите интересы целевой аудитории, проанализируйте передвижения по сайту и запросы пользователей. Так ваши предложения будут актуальны и повысят конверсию в покупку. Например, предлагайте корпоративный тариф бизнес-сегменту пользователей.
Уважайте тех, кто отписался от чат-бота: не отправляйте им рекламные сообщения.Сразу несколько проблемных зон — нет персонализации, ошибки в тексте, сообщение клиенту после отписки
Не развивать чат-бота. Информация должна всегда обновляться в соответствии с текущими событиями: праздниками, новыми коллекциями, акциями, сменой режима работы или точек самовывоза. Иначе вы рискуете потерять доверие и разочаровать клиентов.Обновляйте информацию в чат-боте — удаляйте старые акции
Лишать клиента возможности выбора. Если человеку больше нечего выбрать, он закончит переписку с чат-ботом. Предложите вернуться на главную, на шаг назад или пройти тест.Не делайте пустые пункты меню, если не будете заполнять их
Следуя этим советам, вы создадите полезного для вашей целевой аудитории чат-бота, который оправдает вложения. В SendPulse доступны такие соцсети и мессенджеры для создания чат-ботов: Instagram , Facebook Messenger , Telegram , WhatsApp и ВКонтакте . Навык программирования не понадобится, так как вся работа происходит в удобном визуальном конструкторе.
Настройте автоответы и автоворонки продаж в мессенджерах, чтобы усилить свой бизнес и принимать оплаты прямо в чат-ботах!
Автор статьи — Юлия Прима, контент-маркетолог SendPulse