редакции Выбор
Как придумать классный спецпроект: пошаговый алгоритм креативщика. Придумываем идеи с помощью методологии CRAFT

Привет, меня зовут Женя Комова, я руководитель отдела маркетинга Школы креативного мышления ИКРА, автор Telegram-канала «Женя, пили контент». Мы учим команды выполнять задачи любой сложности с помощью инструментов креативного и стратегического мышления. Проводим стратсессии и хакатоны для компаний.
Чтобы придумывать форматы спецпроектов, мы часто используем креативную методологию CRAFT. В этом материале собрала небольшую пошаговую инструкцию, как это можно сделать.
О методологии CRAFT
CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools) — методология креативного мышления, которая помогает переосмыслить привычные социальные формы взаимоотношений и создать новые уникальные идеи. Ее автор — Василий Лебедев, основатель школы инноваций ИКРА.
Обычно любые модели взаимодействия между людьми выстраиваются стереотипно, согласно общепринятым социальным ролям. Отправляясь в театр, на пары в университет или на новогодний банкет, мы заранее понимаем, что нас там ждет и как мы будем взаимодействовать с окружающими.
CRAFT же предлагает перепридумать эти привычные способы взаимодействия, разобрать их на элементы. А потом сами элементы поместить в новый контекст.
Методология CRAFT — отличный помощник в поиске новых идей в любых сферах жизни. С ее помощью можно разрабатывать новые сильные решения (продукты, сервисы) в самых разных областях:
- маркетинг и брендинг;
- продажи;
- ивент-менеджмент;
- HR;
- HoReCa;
- наука и образование;
- туризм;
- транспорт;
- здравоохранение и пр.

Фрейм: что это и как использовать
Фрейм — это одно из ключевых понятий методологии CRAFT. Попросту говоря, это те самые ситуации, вымышленные или настоящие (вы идете в театр, мы проводим вебинар, бабушка пошла в поликлинику).
Фреймы окружают нас повсюду. В CRAFT есть много инструментов для их поиска. Например, компас фреймов по категориям и даже бот ИКРЫ по поиску случайных фреймов.
У каждого фрейма есть:
- контекст — какие-то узнаваемые черты, обстоятельства, характеристики ситуации;
- роли — участники, действующие лица ситуации;
- форма отношений — действия, взаимоотношения между участниками ситуации (что и как они делают).
Например, вы открыли дверь в комнату и увидели, что мужчина сидит перед компьютером, у него есть микрофон и он что-то говорит, то вряд ли он сейчас смотрит сериал или старую рекламу Coca-Cola. Скорее всего это созвон, встреча. А судя по тому, что участники не отвечают, — какой-то лекционный материал.
Соответственно, вы сможете предположить по этому контексту и по тем взаимоотношениям, которые сейчас очевидны, что это вебинар или открытая лекция.
А если к фрейму вебинара добавить фрейм «Мы летим в командировку», то из ролей сразу добавились бы, как минимум, стюардесса, или командировочные, или какие-то отношения с бухгалтерией.
И
добавится контекст командировки: ограниченное время, скорее всего мы летим работать (например, на конференцию). Обязательно все зависит от рейса: его могут задержать или даже отменить. И вообще есть много «черных лебедей», которые могут командировку как-то видоизменить. И
вот, мы можем смешать эти два фрейма — то есть синтезировать их. Смешивая между собой разные ситуации (они могут быть абсолютно разные по
содержанию), можно приходить к новым идеям. Но здесь есть еще важный нюанс. Перед тем, как заниматься генерацией идей, нужно все-таки понимать задачу, поэтому важна фокусировка. Дальше
мы как раз и рассмотрим, как через синтез фреймов и добавление инфоповода придумать идею спецпроекта. Она может поначалу казаться безумной, поэтому важно не останавливать себя в процессе генерации и на стикерах фиксировать все идеи, которые пришли в голову. Уже потом, в процессе фильтрации, мы будем определять критерии, через которые эту идею оценивать. Да,
записывать на стикерах может и не обязательно. Но если в процессе перечисления идей в какой-то момент случится «затык», мы просто сконцентрируемся на последней идее. А взглянув на стикеры, можно вернуться к тому, что уже придумывали ранее и смешать элементы из разных
контекстов. Для
начала давайте определимся с тем, что под понятием «спецпроект» мы подразумеваем проект с нестандартным подходом, который не вписывается в стандартные каналы коммуникации или имеет необычную механику. Для примера можно вспомнить очень классную идею Wildberries с фразой «Дима, оплати ей корзину». Теперь что касается придумывания идей под определенный инфоповод. Рассмотрим
алгоритм на примере такого инфоповода: «Победа» вводит стоячие места для пассажиров«. Речь идет об авиакомпании «Победа», эта история со стоячими местами вирусилась в интернете, но так и не получила своего воплощения. Вмешивать в этот инфоповод будем фрейм «Семья отдыхает в санатории „Полынь“». Что мы делаем, чтобы создать спецпроект под этот инфоповод: Получается, что из фрейма «Санаторий» мы взяли узнаваемую черту, скрестили ее с инфоповодом и получилась такая вот история. Чтобы подступиться к придуманной идее и ее реализации, нужны еще как минимум: Естественно, это такой упрощенный алгоритм. Здесь нет многих деталей. Но в целом работать можно так.
Если возникли вопросы, готова ответить в комментариях. Также буду благодарна за подписку на ТГ-канал. Подписывайтесь и узнавайте еще больше о придумывании идей и креативном мышлении в целом.
Как придумать идею спецпроекта
Возвращаясь к нашему примеру с «Победой», это может быть такой вариант спецпроекта: все, кто будут лететь стоя, получат приятный бонус в виде полного пансиона — первого, второго, третьего и компота.