D2C модель продаж. Как производителю начать продавать онлайн?
Как работает эта модель и в чем отличие от B2B/B2C
При B2B модели (business to business) вы продаете другому бизнесу. Примером B2B может быть как завод-производитель, так и небольшая компания, перепродающая строительные комплектующие застройщикам. В eCommerce, например, это может быть продажа ритейлерам, которые уже отвечают за распространение продукта.
B2C (business to consumer) — это наиболее распространенный вид бизнеса. Здесь ваш клиент уже не юр. лицо как в B2B, а физическое лицо. В B2C напрямую продают конечному потребителю через интернет-магазин, маркетплейсы или оффлайн-точки.
D2C (Direct to Consumer) предполагает не только производство, но и продажу конечному потребителю, продвижение и доставку, минуя дистрибьюторов и торговые сети. При таком типе бизнеса производитель напрямую контактирует со своими покупателями, и это дает значимые результаты в виде роста продаж и прибыли.
D2C — мировой тренд
D2C — это новая модель, которая сейчас очень популярна на Западе, а в России только начинает набирать обороты. В 2021 году прямые продажи в России составили 15% от общего количества в eCommerce. Немалую роль здесь сыграла и пандемия, когда производители адаптировались к новым условиям: закрывали оффлайн точки и открывали независимые каналы продаж в онлайн.
Многие мировые бренды продают в своих интернет-магазинах лимитированные коллекции или кастомный дизайн, создают системы лояльности с накопительной бонусной системой, проводят офлайн мероприятия, рассказывают о ценностях своего бренда и, как результат, — формируют свою лояльную аудиторию покупателей и главное — не зависят от дистрибьюторов и посредников.
Преимущества работы по D2C модели
- Без сильного бренда ваш товар очень просто заменить на аналогичный. Ведь многие продукты мы воспринимаем только по цене и этикетке. Не зная истории этих компаний, ценностей и качества, у нас нет прочных фаворитов.
- Рост объема продаж. Открывая собственный интернет-магазин, производитель может сам создавать нужное обслуживание и общаться с покупателем без эффекта «испорченного телефона». А также задавать выгодные для бизнеса цены. Не нужно зависеть от розничных сетей.
- Повышение лояльности покупателей. Результатом правильно созданной стратегии D2C-бренда является лояльная аудитория. Она разделяет ценности бренда, привязана к нему эмоционально, именно поэтому она не идет на маркетплейс, а делает заказ у вас на сайте, так как ей важен более широкий ассортимент или персонализация, которую вы даете только в своем интернет-магазине.
- Сбор данных. Собирая обратную связь от покупателей, вы можете оперативно менять ценовую политику, линейку товаров, анализировать спрос, поведение покупателей и их предпочтения. Когда вы владеете информацией, вы более уверены в своих действиях, а клиенты доверяют вам.
- Cнижение издержек и рост прибыли. Когда производитель наладил уже стабильные продажи через свой интернет-магазин, он может отказаться от посредников и не платить им комиссию. Прямые продажи позволяют зарабатывать больше.
Если это так хорошо, то почему все производители еще не запустили прямые продажи? Сложности
1. Ориентир только на продажи
В России при создании производства собственники в первую очередь концентрируются на создании каналов продаж, дистрибьюторских сетей, а не на развитии бренда. Причина — недостаток ресурсов, ведь оба этих направления требуют существенных финансовых затрат. И их можно понять, ведь от продаж зависит существование компании. Какой тогда выход? Начинать с малого: изучать целевую аудиторию, выявлять потребности и предлагать решения, создать лого, определить миссию и стратегию компании. Когда финансовый поток будет более стабилен, можно выходить на прямые продажи потребителю и создавать интернет-магазин.
2. D2C подойдет не всем
Если вы производите сырье или расходные материалы для изготовления определенного товара, то развиваться по модели D2C вам нет смысла. Например, вы производите начинку для круассана в промышленных масштабах и вашим клиентом являются кондитерские компании, которые собирают круассан и продают потребителю. То есть вы производите только часть готового продукта и это чисто B2B модель, где вам нужно учитывать интересы другого бизнеса.
3. Страх конкуренции с дистрибьюторами
Большинство производителей не знает, как привлечь людей в собственный интернет-магазин. Им кажется, что все уже привыкли покупать их товар на маркетплейсах или у диллеров. И да, это так. Поэтому в своем магазине вы должны дать клиентам то, что они не получат у посредников. Это может быть: уникальная линейка товаров, удобство выбора (например, возможность примерки), индивидуальный дизайн, комьюнити для общения, бонусы и акции, сервис после покупки (например, сборка мебели), более быстрая или удобная доставка.
4. Недостаточно технических знаний
Какую eCommerce платформу выбрать, на каком хостинге разместить сайт, у кого заказать дизайн, как продвигать и еще десяток вопросов, которые приходят в голову при задумке открыть свой магазин. Но вам и не нужно все это знать, чтобы начать продажи. Думайте о продвижении бренда, о решении проблем покупателей, а техническую сторону доверьте нам. Команда Simtech Development уже 17 лет cпециализируется на разработке eCommerce решений на лучших платформах
Основные моменты, которые нужно продумать до запуска. Стратегия
- Определить позиционирование товара в онлайн. Чем товар в вашем магазине будет отличаться от вашего товара у посредников. Продумать маркетинговые активности.
- Сформировать команду, состоящую как минимум из маркетолога и продакт менеджера. Хорошо бы добавить технического директора для контроля всех процессов запуска продаж.
- Настроить доставку и процесс сборки заказов. Нужно пересмотреть формат работы с транспортной компанией для быстрой и удобной доставки каждому покупателю.
- Определить «узкие места», в которых у вас не хватает мощностей или могут возникнуть трудности. Это поможет заранее позаботиться проблемных сферах и выделить ресурсы, чтобы сделать переход на новую модель максимально безболезненным.
- Выбрать подрядчика для разработки магазина.
Скачивайте наш гайд «Как выбрать добросовестного подрядчика»
- Настроить клиентский сервис. Вам нужны менеджеры, которые могут поддержать пользователя на всех этапах покупки и превратить в клиента.
- Автоматизировать сбор данных. Сюда относятся CRM и ERP системы, которые помогают организовать взаимодействие бренда с клиентами.
Интернет-магазин формата D2C. Как запустить?
Если вы являетесь производителем товаров или услуг, то один из самых удобных инструментов, с которого вы можете начать коммуникацию с потребителем напрямую, — интернет-магазин с программой лояльности.
Команда Simtech Development может помочь вам ускоренно внедрить D2C решение. На базе готовой платформы CS-Cart это займет от 1.5 до 4 месяцев. Это может быть интернет-магазин или маркетплейс с продажами напрямую от производителя, способный стабильно работать даже при наличии тысячи товаров и пользователей. Начинать мы советуем с запуска MVP (минимально жизнеспособный продукт) — это будет магазин с базовым функционалом, который позволит проверить гипотезу. Самый быстрый способ запустить MVP — это построить его на готовом ПО. Советуем начинать с CS-Cart Enhanced. Версия уже интегрирована с платежными системами, способами доставки, SEO и прочими решениями. Нажимайте на «Обсудить проект» и наши менеджеры свяжутся с вами.
Истории успеха наших клиентов, работающих по модели D2C
Faly Music
Отличный пример D2C модели. Это компания производитель музыкальных инструментов, для которых мы разработали интернет-магазин.
В результате:
- продажи выросли на 150% только за один месяц
- за следующие 3 месяца они продали почти 80% того, что продали за прошлый год!