редакции Выбор
Восемь ролей в управлении — типизация от Павла Костюкова
Человек в бизнесе может соответствовать одной или нескольким из восьми ролей. Роли друг друга дополняют, и противоречий между ними нет, человек может находиться в бизнесе в одной роли:
- Специалист в команде
- Специалист-ремесленник
- Фрилансер
- Безработный
- Управленец
- Бизнесмен
- Наставник
- Ученик
А может быть и нескольких ролях. К примеру: «Управленец» и «Специалист» или «Управленец» и «Бизнесмен», или «Ремесленник» + «Бизнесмен» + «Управленец».
Роль № 1 «Специалист в команде»
Критерий рядового специалиста — он делает работу сам. Хорошего специалиста — сделает работу сам, т.е. доведёт дело до конца и получит результат. У каждого специалиста есть ценный конечный продукт (ЦКП):
- ценный конечный продукт маркетолога — лиды по целевой цене, в желаемом объеме.
- продавца — сделки, поставленные в работу, с целевой маржой.
- рекрутера — маркетологи и продавцы, которые прошли стажировку.
Хороший «Специалист в команде» больше всего ценит четыре вещи:
Ценность № 1. Социализация с другими людьми: поговорить за обедом, сходить на корпоратив и пообщаться между делами.
Ценность № 2. Уважение, а в некоторых фирмах ему дают даже любовь. Ремесленник недополучает уважения и любви, а фрилансер о любви и уважении вообще не слышал.
Ценность № 3. Стабильность: предсказуемая сумма заработка в месяц, предсказуемый отпуск и предсказуемая дата получения зарплаты.
Ценность № 4. Развитие. В командах и среди коллег вы неизбежно развиваетесь быстрее, специалисты это ценят, и им это нравится.
Хороший специалист любит профессию, которой занимается и в которой развивается.
Если бы у хорошего маркетолога был миллиард долларов, он все равно бы «лил» лиды, хороший продавец бы продавал, а хороший рекрутер нанимал. Деньги позволили бы специалисту изменить пространство, обустроить быт, сбалансировать семью, работу и творчество. При этом профессия его осталась бы неизменной.
Как-то один ученик спросил у меня:
— Павел, а почему ты сам периодически создаешь лендинги или иногда разбираешь отклики на HH? Делегируй эту часть, и у тебя будет лишнее время.
— Я люблю делать лендинги и разбирать отклики. Эта работа, как и многая другая работа, специалиста: маркетолога или HR дает мне энергию.
— Это же противоречит управлению и бизнесу!
— Нет. Это усиливает мое управление и мой бизнес. К примеру, Суворов мог исполнить работу 30 человек в своей команде. А противоречия между ролями специалист и управленец ты сам себе придумал.
— А меня такая работа только расстраивает. Я люблю управлять.
— Люди разные: тебя расстраивает, а меня заряжает. Наша задача — повысить количество процессов в бизнесе, которые нам нравятся, а те, которые не нравятся, делегировать другим. В идеале тем, кому они по душе.
Итак:
- Хороший специалист любит свою профессию и гордится ей. Он может эволюционировать в «Управленца», «Ремесленника» или «Бизнесмена».
- Специалист, который не любит свою профессию, эволюционирует во «Фрилансера», а в совсем запущенных случаях и в «Безработного».
«Управленец» и «Бизнесмен» делегируют работу специалистам.
Роль № 2 «Специалист-ремесленник»
Ремесленник от слова «ремесло», то есть это хороший профильный специалист. Главная черта ремесленника — он всегда делает хорошо, ибо любит свое дело и гордится им.
К примеру, заходит фрилансер на ремонт квартиры и говорит: «Сделаю! Пять тысяч за метр» и дальше работает тяп-ляп или говорит, что у него «бабушка заболела», и он вернется через три месяца. Ремесленник же будет приходить на этот объект день за днем и доведет дело до конца. Ремесленник всегда ориентирован на качество. И данная позиция окупается — его рекомендуют.
Особенность ремесленника — у такого специалиста всегда есть люди, которые хотят к нему обратиться. И главное — ремесленник сам выбирает клиента. Он может не «продавать» и ставить свои условия: «Общаемся только в переписке» или «Ремонт только через полгода». Это один из признаков, что человек делает хорошо.
Я как-то сильно хромал полтора года, прошел 14 врачей, а результата все не было. Мой товарищ Сергей порекомендовал врача, который «починил» сложную травму: через 10 процедур хромать я перестал. Врача зовут Ринат, и у него свой фильтр: если клиент опаздывает на прием или строит из себе Господина, то Ринат его не берёт. Если клиент ведет себя на равных и пунктуален, то Ринат «вытаскивает» самые тяжелые случаи.
Если Яндекс. Директ у вас работает, а нужно настроить трафик с ВК, кто вам может помочь? Правильно — только ремесленник по ВК. Если вы очень сильно хромаете, вам, скорее всего, не помогут в городской поликлинике, а выручит мануальный терапевт-ремесленник.
Ремесленник все время улучшает свой продукт: создает чек-листы проверки аккаунта, разрабатывает формулы для написания заголовков, у него есть свои ноу-хау. А у фрилансера таких ноу-хау нет, потому что, чаще всего, ему не нравится его работа. Чистым ремесленником хорошо быть, когда не требуется социализация с командой. Тот же Ринат — прирожденный интроверт-одиночка и отсутствие людей вокруг для него — плюс, тогда как для меня это был бы большой минус.
Роль № 3 «Фрилансер»
Как я впервые столкнулся с «фрилансером»? Однажды мне потребовалось отремонтировать квартиру, и мне порекомендовали друга отца, но сразу предупредили: «Ты только его контролируй».
А я думаю: «Как я могу дядю Олега контролировать, он же меня маленького на руках носил?». И смело отдал ему ключи. Приезжаю через неделю — ничего не сделано. Приезжаю еще через неделю — то же самое. В это время дядя Олег бухал и ремонтировал более выгодные ему объекты, а на моём жил. Дядя Олег поступил так, потому что любил «Вино пить и на коне скакать» ©. А ремонт рассматривал как необходимое зло для заработка на вино и коня.
Фрилансер может вам помочь, если соблюдены два условия:
- задача не более чем среднего уровня сложности;
- вы имеете четкую систему контроля по ясным операционным показателям.
Когда фрилансер «упрется в лед», он сольется и ничего не будет делать — зачем тратить энергию на сложную задачу, когда на Headhunter можно найти другую?
Запомните характерный паттерн поведения фрилансера: он будет любым способом максимизировать только свою выгоду, а о другой стороне не думать:
- стремиться набирать проекты на большой фикс, а не ключевые показатели;
- работать в проектах только первое время (а в идеале и вовсе не работать);
- искать неопытных заказчиков, чтобы преувеличивать масштаб своей работы.
Фрилансер может эволюционировать в ремесленника, если полюбит или найдет своё ремесло. А может и регрессировать в «Профессионального безработного» или просто безработного, когда кончится жизненная сила. Такое часто бывает к 55 годам.
Роль № 4 «Безработный»
Представителя этой роли также можно назвать потерявшимся или ищущим себя. Самое главное качество таких людей — у них нет ценного продукта, но есть много красивых слов о нем.
- Когда есть красивые слова и умение вызывать доверие, мы получаем человека, который меняет работу раз в полгода-год или делает стартапы.
- Когда и слов нет, то получаем человека, который ходит по биржам, пока не попадет в огромную фирму, где можно «потеряться» лет на 15-20, а там и пенсия.
Не берите «профессиональных безработных» и «безработных». Это задача государственных организаций, их «социальная функция бизнеса» в рамках негласной договоренности: нанимать сотрудников с биржи труда в обмен на хорошие госзаказы. Защититься от «Безработных» весьма просто:
- Давать на входе оплачиваемое тестовое задание сроком в 1-2 недели.
- Устанавливать сдельную оплату труда, привязанную к ЦКП специалиста.
А как же сердечность, спросите вы? Ведь эти ребята — чьи то дочери и сыновья, отцы и мамы. Если я их не устрою, то кто, кроме нас?
Меня как православного христианина заботил этот самый вопрос, и вот к чему я пришел: «Профессиональным безработным» или «Серийным бесплодным стартапером» становится человек, который не нашел своего призвания. Поэтому самая лучшая помощь — найти ему призвание. Если вы профессиональный учитель или священник, то это ваша задача. А если вы управленец и бизнесмен — займитесь бизнесом.
Подытоживая описание четырех ролей: «Фрилансер», «Ремесленник», «Специалист в команде» и «Безработный», могу сказать:
- Специалисты могут быть такими же посредственными, как и фрилансеры, а могут быть и хорошими, как ремесленники.
- Хороший специалист всегда растет, и у него два пути: трансформироваться в управленца с элементами специалиста или уйти из компании и стать ремесленником, с возможностью стать бизнесменом-ремесленником.
- Хороший специалист, «звезда», не будет работать пять или больше лет в одной компании — это иллюзия. Он поработает некоторое время и уйдёт, став ремесленником. Либо, если вы предоставляете ему возможность расти, останется развиваться по карьерному листу.
- Ремесленником может стать каждый, главное — найти свое призвание.
- «Безработный» — человек без призвания, и помочь его найти — задача учителей или священников. Задача «Бизнесмена» и «Управленца» — организовать труд ремесленников и специалистов.
Роль № 5 «Управленец»
Управленец организовывает труд других людей и помогает им развиваться. Самые лучшие управленцы могут быть еще и учителями. Об управлении подробно рассказываю каждую пятницу на Т5 — приходите в гости.
У управленцев четыре основные задачи
Задача управленца № 1 — дарите людям уважение и любовь, чтобы они чувствовали, как вы их цените. Когда перед вами человек, уважать которого особо не за что, а вы его полюбили, то он раскроется другими красками. Любовь — высшая сила, правящая миром, ибо Бог есть любовь.
Задача управленца № 2 — создайте такую систему, чтобы посредственный член команды, на 4 звезды из 10, генерил хороший бизнес-результат, а хороший сотрудник — шикарный результат. Ключевое действие управленца — создать благоприятные условия и предпосылки для комфортной работы сотрудников.
Вот, к примеру, корректное влияние главного управленца компании на продажи:
- Прокаченное юр. лицо с историей, уставным капиталом и видеокейсами услуг.
- Классный офис в минуте от метро, с кофемашинами и теннисным столом.
- Теплая атмосфера дружбы и поддержки внутри коллектива.
И некорректное:
- Выносить мозг РОПу: «Где продажи?! Почему так мало?!!»
Задача управленца № 3 — обеспечьте условия быстрой адаптации в коллективе: такую обстановку, чтобы новички скорее выходили на проектную мощность. Чем быстрее ваш сотрудник выходит на проектную мощность — тем лучше. К примеру, в некоторых компаниях это занимает два месяца, а у вас — один. Ваш продавец начинает приносить результат через четыре недели, а у компании-конкурента — через восемь.