редакции
Будто взошли на Эверест: как мы разработали сервис бронирования отелей в Telegram-боте

«В месте» — это медиасервис о путешествиях по России. Ключевая идея проекта — внимание к деталям, сервису и красоте, независимо от ценового сегмента. Поэтому здесь нет случайных объектов размещения: команда «В месте» тщательно отобрала каждый отель, гостевой дом и апартаменты.
Создатели проекта хотели разработать свой сервис бронирования отелей. Вместо сайта или приложения, они выбрали вариант с чат-ботом в Telegram, потому что это удобнее для аудитории «В месте».
В нашей практике подобных проектов не было, но мы решили попробовать. Честно, мы даже не представляли, что нас ждёт. По ощущениям — будто покорили Эверест, но результат того стоит. Как работает сервис бронирования в чат-боте, рассказываем в кейсе.
В боте можно выбрать, забронировать и оплатить отель
Создатели проекта «В месте» считают, что в организации путешествия важно всё — от поиска информации до захватывающих видов за окном. Поэтому задача была такая: создать бота, в котором будет удобно выбирать, бронировать и оплачивать отели. Рассказываем, как работает каждая функция:
Выбор отеля. В боте мы создали мини-апп с каталогом объектов размещения. Использовали стандартную механику магазина в Telegram, но адаптировали её под задачу проекта: вместо категорий товаров здесь регионы, а вместо подкатегорий — отели.
Для каждого объекта размещения есть краткая характеристика и карусель с фотографиями. Если пользователю нужно больше информации — он может кликнуть по ссылке и прочитать развёрнутое описание отеля и номеров. Бронирование. Когда пользователь определился с отелем и категорией номера, бот предлагает выбрать даты проживания. Их можно посмотреть во встроенном календаре. Дальше бот собирает данные, которые необходимы отелю для бронирования и подготовки номера. Например, он узнаёт: Оплата. Чтобы принимать платежи, мы использовали интеграцию с платформой PayKeeper. Бот просит гостя ввести свои контактные данные: имя, фамилию, номер телефона и email. Затем формирует ссылку на оплату и, если она прошла успешно, бронирует номер. Все брони пользователя сохраняются в его личном кабинете. Здесь можно посмотреть подробности и отменить бронирование — если отель был оплачен, деньги сразу же вернутся на счёт. Кроме того, чат-бот сохраняет контактные данные пользователя. Если человек бронирует отель в следующий раз, ему не нужно заново набирать имя, фамилию, телефон и email. Можно просто выбрать кнопку в меню. Связь с менеджером. Чтобы гости в любой момент могли обратиться к сотрудникам проекта, мы настроили в боте команду «Консьерж». По запросу пользователя чат-бот отправляет email и контакт в Telegram ответственного менеджера.
У многих отелей нет собственной системы бронирования. Они используют готовые решения от вендоров, чтобы сэкономить на разработке и поддержке. Например, ставят специальный модуль бронирования на сайт. Чтобы добавить в бота отели, которые используют готовые решения, мы настроили интеграцию с двумя крупными сервисами: TravelLine и Bnovo. Вот как она работает: У каждой системы свои особенности, которые нужно учесть при настройке. Например, Bnovo не хранит данные на своих серверах, поэтому мы создали для «В месте» отдельную базу и разместили информацию в ней. А TravelLine не передаёт данные о свободных датах, поэтому механику с календарём в боте пришлось адаптировать. Если пользователь выбирает отель, который подключен к этому сервису, ему нужно внести даты вручную. TravelLine проверяет наличие номеров в выбранном интервале и передаёт информацию боту. Отели, которые не подключены к TravelLine или Bnovo, бронируют менеджеры «В месте». В таких случаях бот собирает все необходимые данные и отправляет их на email ответственному сотруднику. Дальше он взаимодействует с гостем напрямую. Кейс «В месте» — пример того, какие сложные механики можно реализовать в чат-боте. При этом, настройка бота будет дешевле, чем разработка приложения или сайта с возможностью забронировать отель. Есть идея — пишите в наш проектный офис. Команда Smartbot подберёт оптимальный вариант чат-бота, разработает механику и будет поддерживать проект.





«Создать такую механику технически намного сложнее, чем обычный магазин в Telegram или чат-бота, который отвечает на часто задаваемые вопросы. Нужно было учесть множество нюансов: категорию номера, даты проживания, возможность отмены брони и её сроки, оплату, возврат платежей. За время работы над проектом мы сами стали немного отельерами»
Как настроена система бронирования

«Такая простая механика подходит, когда вам нужно протестировать гипотезу. Например, удобно бронировать отели через бота или нет. Если количество пользователей чат-бота растёт, можно развивать его: настраивать интеграции, расширять функционал и сокращать ручной труд сотрудников»
Мы выросли благодаря этому проекту
«Это был сложный, но очень интересный проект. Когда мы настраивали интеграцию с TravelLine и Bnovo, их сотрудники удивлялись: разве можно создать сервис бронирования отелей в чат-боте?
Несмотря на то, что они работают со множеством объектов размещения, в их практике такого не было. Мы сами себе доказали — возможно всё. Наша команда сильно выросла в навыках благодаря этому проекту»
