Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
650 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Раздельный сбор и экосистемы: какие инициативы бизнеса замечают россияне

В 2022 году соотношение экологических и социальных проектов, авторами которых выступают бизнес или госсектор, изменилось: государственных инициатив в области устойчивого развития стало больше, а проекты, инициированные коммерческими компаниями, стали краткосрочными.

К такому выводу пришли авторы и эксперты Исследования бережных инициатив сезона 22–23. Исследователи ежегодно выясняют, что, кем и где было реализовано для достижения целей устойчивого развития и как ситуация изменилась в сравнении с предыдущим сезоном.

Скачать Исследование бережных инициатив сезон 22–23

В итогах Исследования можно найти:

—  31 тему устойчивого развития, которые обсуждались в социальных медиа в течение 2022 года, их динамику и объём;

—  список из 195 бережных инициатив, названных аудиторией полезными для экологии и общества по итогам 2022 года;

—  аналитический обзор: что попало в фокус внимания аудитории, а что нет, распределение инициатив по географии РФ, список Целей устойчивjго развития (ЦУР), достижению которых содействуют названные инициативы, а также тех, что не нашли отражения в инициативах; форматы и способы реализации названных инициатив;

—  прогноз и тенденции, как будут развиваться российские экологические и социальные проекты в ближайшие год-два.

Используя эти данные, представители бизнеса, работающие или планирующие работу в области ESG, могут не только оценивать эффективность социально-значимых кампаний и коммуникаций, но и планировать в краткосрочной и долгосрочной перспективе собственные программы в области устойчивого развития.

Какие экологические и социальные инициативы бизнеса видят и обсуждают люди

Чаще всего инициатором социальных и экологических проектов остаётся, как и в прошлом году, гражданский сектор — представители сектора организовали 53% из названных респондентами инициатив (103 инициативы из 195 названных). В сезоне 21–22 бизнес занимал второе место по количеству инициированных проектов в области устойчивого развития, однако в сезоне 22–23 госсектор потеснил бизнес. В ходе опроса 2022 респонденты смогли назвать 41 инициативу авторства госсектора, и 31 инициативу, авторами которой можно считать бизнес. Авторы и эксперты Исследования бережных инициатив объясняют снижение активности бизнеса уходом с рынка иностранных брендов, инвестировавших в ESG, и замиранием российских компаний в условиях высокой неопределённости.

Мария Гельман, соосновательница бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития «Теперь так»: Одна из тенденций этого года — краткосрочность инициатив. Возможно, это связано с тем, что люди боятся планировать на длинные дистанции, поэтому все долгосрочные проекты откладываются. Ещё один тренд — партнёрства между бизнесами, НКО, экспертами и государством. Задачи, которые необходимо решать, — сложные, поэтому эту работу лучше делать с партнёрами, и в этом году мы видим больше совместных проектов. Кроме того, вклад экспертов из третьего сектора дает так называемую «социальную лицензию», сигналя, что это сделано не ради наживы и действия одобрены импакт-сообществом.

Самая заметная тема, как и в предыдущих сезонах Исследования, это обращение с отходами, в частности — инициативы и обсуждения, связанные с раздельным сбором и переработкой. Вопросу отходов посвящена 51 инициатива из 195 названных респондентами, а в социальных медиа эта тема занимает 37% пользовательских дискуссий. В этой категории больше всего инициатив, реализованных бизнесом или при его участии: установка ели из производственных отходов компании Danaflex в Казани, контейнеры по сбору блистеров от таблеток и капсул в магазинах «ВкусВилл» от фармацевтической компании «Буарон», инициатива по сбору макулатуры от SFT Group и др. — 27 инициатив, где коммерческие компании фигурируют как автор или партнёр.

Также бизнес фигурирует в инициативах, решающих проблемы загрязнения, застройки или других причин износа или полной потери экосистем. Респонденты опроса назвали 35 проектов по сохранению и восстановлению экосистем, в том числе, 12 инициатив, инициаторами или партнёрами которых являются коммерческие организации: «Культурный плоггинг» при поддержке Synergertic, высадка кедров и сосен, организованная фабрикой сладостей «Сибирский кедр» и др.. Заметны проекты, инициированные коммерческими компаниями и в категории «Экопросвещение» (почти треть инициатив категории): программа «Белый медведь» в Московском зоопарке, реализованная в партнёрстве с «Роснефтью», конкурс «Охотники за пластиком» при поддержке «Норникеля» и ежегодная акция «Час Земли», среди постоянных партнёров которой Procter&Gamble, и др.

Читать Исследование бережных инициатив, сезон 22–23

Какие вопросы устойчивого развития не получили общественного внимания

Среди целей устойчивого развития есть темы, которые не попали в фокус внимания россиян. Жители России не увидели инициатив, связанных с качеством воздуха, продовольственной безопасностью и искоренением голода. Это говорит либо о недостаточном информировании аудитории о проектах, следовательно, о необходимости повысить качество коммуникации, либо об отсутствии таковых проектов. В случае с отсутствием инициатив по какой-либо теме есть перспективы занять потенциальную нишу и сделать востребованный проект с минимальным количеством конкурентов.

Да и не все инициативы эксперты оценили положительно. Инициативы, которые эксперты оценивают как недобросовестные, с сомнительной мотивацией или как гринвошинг, попадают в Исследование каждый год. Это свидетельствует о том, что доверие аудитории всё ещё можно обмануть. Но если это происходит неумышленно, эксперты Исследования рекомендуют более тщательно прорабатывать проекты, и на ранней стадии планирования находить партнёров и экспертов, которые позволят более системно подойти к решению задач, чтобы ресурсы и усилия на реализацию инициативы, не были потрачены зря и, тем более, не приводили к обратному эффекту.

По итогам 2022 года такие проекты были отмечены в нескольких категориях: «обращение с отходами», «инклюзивное общество», «зоозащита» и др. — в полученном списке бережных инициатив они выделены цветом и сопровождаются комментарием эксперта, что позволит их авторам обратить внимание на слабые стороны проекта, а другим организациям не повторять ошибок.

Как проходит Исследование

Исследование бережных инициатив — «зеркало» общественного внимания для тех, кто стремится воплощать принципы устойчивого развития в жизнь. Исследование включает опрос аудитории и экспертную оценку инициатив, названных респондентами опроса. В 2023 году Aventica Net.Works провели анализ обсуждений в социальных медиа с пользовательским контентом, что позволило расширить исследование данными о том, какие темы, имеющие отношение к задачам устойчивого развития, пользователи обсуждали в течение отчётного года.

Опрос проводится методом кластерной выборки (обращение к аудиториям, интересующимся темой) среди аудитории 164 некоммерческих организаций из 21 города России. В результате опроса респонденты назвали 195 инициатив из 63 регионов России. Инициативы были объединены в 21 тематический кластер и проанализированы 17 экспертами гражданского сектора, работающими в областях устойчивого развития. Для определения доли и динамики обсуждений тем Aventica Net.Works собрали и проанализировали 8 миллионов упоминаний, относящихся к темам устойчивого развития, по более чем 200 000 площадкам, включая социальные сети, видеохостинги, мессенджеры, карты, блоги, форумы, отзывы и обсуждения на сайтах отзывов, картах и маркетплейсах.

Скачать Исследование можно на сайте бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития «Теперь так».

Инициатор исследования — Бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития «Теперь так». В 2018 году команда запустила бесплатный курс бережного потребления «Теперь так», и теперь их не остановить: бюро объединяет людей и организации в проектах в области устойчивого развития.

Aventica Net.Works проводят исследования клиентского опыта с помощью опросных и неопросных данных.

Сарафан PR активировали городские СМИ РФ на сбор ответов и помогли рассказать об итогах исследования.

Проект «Если быть точным» фонда «Нужна помощь» выступили как медиа-партнёр и создали инфографику о географии инициатив.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.