Более половины опрошенных (52%) считают, что телешоу
влияют на общественное мнение по социальным вопросам, такая позиция наиболее
выражена у молодежи. Позитивным воздействием телешоу считают возможность
«снятия зажимов», обсуждение табуированных тем. Также зрители отмечают, что в
телешоу нет сложной аналитики, социальные проблемы обсуждаются открыто и в
простой форме
Гендерные различия отражаются в специфике потребления
контента. Мужчинам нравится юмор, спорт, политика, музыка и даже кулинария.
Женщинам, напротив, мистика, отношения в семье, физическая трансформация,
преодоление трудностей, перевоспитание.
На доверие россиян к телешоу влияет ряд ключевых
факторов. Это как личные симпатии к шоу, возникшие после просмотра (24%),
участие в телешоу обычных людей (22%), так и объективность, непредвзятость и
достоверность представления информации, позиции разных сторон (21%). Не
доверяют телешоу только 8% зрителей. Уровень доверия к формату важен: чем оно
выше, тем выше потенциал социального эффекта.
4 группы телешоу по социальному влиянию
Степень социального воздействия телешоу на зрителей
оценивалась исследователями по двум параметрам: вовлеченность и влияние. В
соответствии с этими показателями были сформированы четыре группы телешоу.
Не все телешоу одинаково влияют на зрителей. Например, в
первую группу вошли шоу с высоким уровнем влияния и вовлеченности в
происходящее. Социальными лидерами, по мнению респондентов, стали: «Наши»,
«Вернувшиеся», «Я люблю мою страну». Они транслируют положительные эмоции и
оптимизм, точно попадая в зрительский запрос.
Во второй группе — шоу со средним уровнем влияния и
высокой вовлеченностью, среди них: «Кризисный центр», «По делам
несовершеннолетних», «Хочу перемен», «СуперНиндзя» и «Я стесняюсь своего тела».
Это универсальная пятерка, которая характеризуется устойчивым социальным
влиянием и накопительным эффектом воздействия.
К третьей группе относятся шоу со средним влиянием и
вовлеченностью, иначе говоря, «золотая середина», а именно: «Беременна в 45», «Мама
в 16», «Ты супер 60+», «Умники и Умницы», «Лучше всех». Данные программы давно
в эфире, широко известны и понятны аудитории.
Последнюю, четвертую группу, формируют шоу с низким
уровнем влияния и вовлеченности: «Лучший друг человека», «Быть рядом», «Ждули»,
которые можно назвать нишевыми. Несмотря на узкую аудиторию, эти проекты
способны оказывать на нее весомое социальное влияния. Главный барьер увеличения
зрителей нишевого сегмента состоит в специфической тематике этих шоу,
интересной, как правило, только определенной части зрителей.
В рейтинг также вошли: «Голос. Дети», «Супермама», «Ты
супер!», «Дом отдыха „Ягодка“», «Жизнь после шоу. Беременна в 16», «Пацанки».
Светлана Баланова, генеральный директор Национальной
Медиа Группы:
«Чтобы быть лидером в производстве и дистрибуции
контента, НМГ необходимо понимать запросы своей аудитории в самых разных
жанрах. Мы ежегодно исследуем кино с точки зрения социального воздействия:
теперь пришла очередь телешоу. Исторически телепрограммы зародились на ТВ, но
со временем обрели такую популярность, что сегодня и онлайн-платформы начали
создавать собственные телешоу. Мы отчетливо видим потенциал телешоу, в том
числе как инструмента сближения людей».
Исследование проводилось в феврале-апреле 2024 года. В
опросе приняли участие 1 200 респондентов старше 18 лет и 10 экспертов
индустрии кинопроизводства. Кроме того, были проведены две фокус-группы для
оценки социального влияния 22 российских телешоу на зрителей.