Наиболее популярными видами готового кофе, приобретаемого «с собой», являются латте, американо и капучино
Раф не пользуется большой популярностью, составляя всего 1% от продаж в магазинах «Пятёрочка» и «Перекрёсток». В то же время, анализ программы лояльности «Х5 Клуб» показал, что для домашнего употребления жители России в основном выбирают растворимый кофе (88%), в то время как на молотый приходится лишь 6% продаж, а на зерновой — 3%.
Аналитики «Х5 Клуба» изучили изменения в потребительском спросе на один из самых любимых горячих напитков в России, чтобы выяснить, какой кофе россияне пьют дома, какой берут с собой, и какие продукты обычно приобретают вместе с ним. Исследование охватывает данные о продажах кофе, кофейных напитков и готового кофе «с собой» в натуральном выражении за 2024 год, сравнивая их с показателями 2023 года в торговых сетях «Пятёрочка» и «Перекрёсток» по всей России. Кроме того, был проанализирован спрос в крупнейших городах-миллионниках, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Челябинск, Уфу, Самару, Ростов-на-Дону, Краснодар, Омск, Воронеж, Пермь и Волгоград.
Основными потребителями кофе среди участников «X5 Клуба» являются молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет, на которых приходится 62% продаж горячего напитка. Второе место по потреблению занимают взрослые в возрасте от 30 до 40 лет (20%). Наименее активно покупают кофе люди в возрасте от 41 до 58 лет (16%) и посетители старше 58 лет (2%).
В течение 2024 года россияне приобрели 412,4 млн различных видов кофе, что на 8% больше, чем годом ранее. Наибольшей популярностью пользуется растворимый кофе (88%). Молотый кофе покупают значительно реже (6%), а какао, горячий шоколад и зерновой кофе выбирают ещё реже (по 3%).
Продажи растворимого кофе по стране выросли на 9%. Среди городов-миллионников наиболее заметный рост зафиксирован в Волгоградской (+35%), Свердловской (+20%), Республике Башкортостан (+17%) и Челябинской (+15%) областях.
Спрос на молотый кофе увеличился на 7% по сравнению с прошлым годом. Наибольший рост отмечен в городах с населением более 1 млн человек — в Омской (+19%), Новосибирской, Волгоградской областях (по +17% в каждой), а также в Красноярском крае (+14%) и Москве (+10%).
Продажи зернового кофе в стране увеличились на 8% в 2024 году по сравнению с 2023 годом, однако в некоторых городах-миллионниках рост спроса значительно превышает средние показатели по России. Особенно заметно выросли продажи в Волгоградской области (+23%), Красноярском крае (+21%), Республиках Башкортостан (+19%) и Татарстан (+17%). Также наблюдается повышенный спрос на зерновой кофе в Новосибирской (+16%) и Омской (+15%) областях.
В отличие от кофе, какао и горячий шоколад в 2024 году столкнулись со снижением спроса. Наиболее значительное снижение продаж наблюдалось в Новосибирской (-18% год к году) и Омской областях (-17%), а также в Челябинской области и Пермском крае (по −5%). Единственным исключением стала Волгоградская область, где продажи выросли на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Среди стран-производителей кофе, приобретаемого в России, лидирует Россия — на напитки местного производства приходится 98% продаж. Ещё по 1% приходится на Японию и Германию. В городах-миллионниках ситуация аналогичная, за исключением итальянского кофе, который занимает второе место по популярности в Москве, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Омской области. В категории готового кофе «с собой» клиенты «Пятёрочки» и «Перекрёстка» чаще всего выбирают американо, латте и капучино, а наименее популярны раф, флэт уайт и эспрессо.
Основная часть продаж кофе в денежном выражении (41%) приходится на период с 8 до 10 утра, ещё 31% — с 11 утра до 13:00, и 28% — с 13 до 17 часов. Вечером россияне предпочитают не употреблять бодрящие напитки.
Чаще всего к горячему кофе россияне покупают выпечку, такую как слойки, пончики и булочки (70% сопутствующих продаж). Также с кофе приобретают сигареты и папиросы (9%), хлеб (8%), шоколадные батончики (6%), воду (4%) и энергетические напитки (3%).