редакции Выбор
Без лишних кликов: «Яндекс» тестирует шопинг через поиск
Российская корпорация «Яндекс» запустила закрытое тестирование новой кнопки оформления заказа прямо в поисковой выдаче. Об этом пишет Forbes со ссылкой на пресс-службу компании.
Теперь россияне смогут приобретать товары у партнёров без перехода на сторонние сайты — достаточно выбрать продукт, и система откроет предзаполненную форму с данными для доставки, оплатой и возможностью рассрочки.
В компании отметили, что «Яндекс» гарантирует безопасность пользовательских данных, включая информацию о банковских картах, благодаря системе «Яндекс ID». Кроме того, все интернет-магазины, подключённые к эксперименту, проходят проверку на безопасность покупок.
Новый механизм чекаута внедряется через «Яндекс Маркет» и специальные модули для CMS. В «Яндексе» ссылаются на статистику Tinkoff eCommerce: «До 70% пользователей покидают онлайн-корзину, не завершив покупку. Прямой чекаут способен снизить этот показатель, увеличив конверсию и общий объём заказов».
В рамках развития этого подхода в поиске скоро появится ещё одна опция — индикатор «ОК-цена», который будет оценивать, насколько стоимость товара соответствует рыночной.
По мнению Алексея Егорова, сооснователя платформы JVO, запуск новой функции — это больше, чем просто техническое обновление: «Нужен готовый и выверенный ответ. Учитывая это, запуск бесшовного чекаута в поиске — не просто фича в интерфейсе, а заявка на новый центр тяжести в диджитал-потреблении и огромный шаг в сторону тотального контроля входящего трафика и транзакций в перспективе».
Он также добавил, что «это попытка вернуть себе статус того, кто определяет правила игры, забрав обратно трафик, который ранее ушел к агрегаторам и маркетплейсам». Сокращение количества кликов, по его словам, играет на руку продавцам: «Чем меньше переходов — тем выше вероятность покупки».
Эксперимент проходит на фоне растущего интереса россиян к онлайн-покупкам. По данным Mediascope, в октябре 2024 года 80% россиян старше 12 лет заходили на e-commerce площадки, а среднее время пребывания на них выросло до 25 минут в день — на 12% больше, чем годом ранее. В 2024 году рынок электронной торговли в России достиг 11,2 трлн рублей, что подтверждает: e-commerce становится всё более значимой частью интернет-потребления.
Тем не менее, эксперты считают, что запуск полноценного чекаута прямо из поиска может обернуться для «Яндекса» серьёзными рисками. По словам партнёра исследовательской компании Data Insight Фёдора Вирина, поисковая система — это тонкий механизм, который должен учитывать разнообразные потребности пользователей.
«Поиск — это сложный баланс разных интересов пользователей. Когда мы как потребители приходим в поиск, мы далеко не всегда хотим что-то купить. Более того, транзакционные запросы, связанные с покупкой, но не означающие её — это несколько десятков процентов, — отмечает Вирин. — Можно хотеть купить пылесос, а можно найти инструкцию или отзывы о нём, или запчасти, или вообще им полюбоваться. И любое изменение в результатах поиска — это всегда большой риск, потому что это может разрушить баланс интересов пользователей».
Аналитики предупреждают: если экспериментальная функция станет стандартной, «Яндексу» придётся быть особенно осторожным, чтобы не нарушить привычный пользовательский опыт.