В 2025 году доля этой возрастной группы, совершающей покупки на онлайн-платформах, достигла 65%
«Т-Банк» проанализировал динамику использования онлайн-сервисов для покупок и платежей среди граждан России старшего возраста.
Пожилые люди все активнее переходят к совершению покупок и оплат через интернет. В первой половине 2025 года онлайн-транзакции составили 19% от общего объема покупок, совершенных людьми старше 55 лет. Это в 2,4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

В денежном выражении доля онлайн-покупок за этот период увеличилась вдвое и достигла 36%.
Несмотря на то, что молодое поколение по-прежнему совершает больше онлайн-покупок, темпы освоения онлайн-торговли среди людей старше 55 лет значительно выше. Среди покупателей моложе 55 лет доля онлайн-покупок за указанный период выросла с 16% до 26% по количеству и с 28% до 44% в денежном выражении, что в обоих случаях составляет рост в 1,6 раза.
В Москве доля онлайн-покупок среди людей старше 55 лет составляет 28% по количеству и 43% в денежном выражении. В Санкт-Петербурге эти показатели составляют 23% и 40% соответственно. В первом полугодии 2025 года 65% российских граждан старшего поколения, совершающих покупки в интернете, делали это на маркетплейсах. Это более чем в четыре раза превышает показатель первой половины 2019 года. Среди людей моложе 55 лет рост популярности маркетплейсов не столь стремительный: за шесть лет доля покупателей, использующих эти платформы, выросла в 2,4 раза, с 36% до 87%. В первой половине 2025 года онлайн-доставкой продуктов питания пользовались 13% людей старше 55 лет. В первой половине 2019 года этот показатель составлял менее 1%. За тот же период увеличилась и доля людей старше 55 лет, заказывающих готовую еду онлайн: с 1% до 6%. В Москве и Московской области каждый пятый представитель старшего поколения (21%) заказывает продукты онлайн. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области этот показатель составляет 17%. В других городах-миллионниках люди старше 55 лет заказывают доставку продуктов почти вдвое чаще (14%), чем в городах с меньшим населением (8%). За последние шесть лет доля людей старше 55 лет, приобретающих авиабилеты онлайн, снизилась с 11% до 7%. Это связано с влиянием пандемии и санкционных ограничений. Увеличилась доля людей старше 55 лет, оформляющих онлайн-подписки на книги, онлайн-кинотеатры и обучающие курсы. Этот показатель вырос с 1% в первой половине 2019 года до 17% в первой половине 2025 года. Меньше всего представители старшего поколения покупают онлайн косметику (3%), одежду и обувь (2%). Эти товары чаще приобретаются на маркетплейсах, а не на отдельных сайтах. Люди старше 55 лет все активнее переходят на онлайн-оплату коммунальных услуг, интернета и мобильной связи. В первом полугодии 2025 года Санкт-Петербург и Ленинградская область лидируют по доле людей старшего поколения, оплачивающих эти услуги в приложении или личном кабинете на сайте банка — 42%. На втором месте Москва и Московская область (40%), за ними следуют другие города-миллионники (40%) и другие города (33%). Чаще всего пожилые люди обращаются в службу поддержки банка с вопросами об отмене или оспаривании платежей или переводов, связанных с депозитными продуктами (например, переводы с карты на карту, со счета на счет или на карту). С вопросами об ошибочных или непреднамеренных операциях обращаются 31% клиентов старшего поколения, из-за проблем с подписками и услугами — 19%, по вопросам возврата средств и товара — 15%.

