Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
😼
Выбор
редакции
1 769 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как побороть бедность: что предлагают нобелевские лауреаты по экономике

Выводы ученых, получивших "нобелевку" «за экспериментальный подход к борьбе с бедностью».

В понедельник вручили юбилейную 50-ю Нобелевскую премию по экономике. Накануне вручения «нобелевку» по экономике критиковали за излишнюю абстрактность. В частности, Spark публиковал пересказ колонки экс-главы Банка Англии, в которой он жаловался, что сложно назвать «открытиями» достижения науки, которая ставит вопросы, но не дает на них ответы.

Словно отвечая на критику, Нобелевский комитет присудил премию этого года «за экспериментальный подход к борьбе с бедностью». Лауреатами стали Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло из Массачусетского технологического института, а также Майкл Кремер из Гарварда. Эти ученые стали первыми применять полевые эксперименты для оценки эффективности борьбы с бедностью.

На протяжении многих лет ученые исследовали программы поддержки использования удобрений в сельском хозяйстве, предоставления микрокредитов жителям трущоб, предоставления квот женщинам в органах власти и многих других. Некоторые программы не оправдали ожиданий — например, программа предоставления микрокредитов, — другие программы доказали свою эффективность и продолжают успешно применяться.

В 1990-х все трое лауреатов исследовали эффективность программы поддержки образования в Индии. Для этого они провели полевой эксперимент: в разных школах нескольких городов применяли разные меры поддержки, а впоследствии сравнили результаты. Оказалось, что увеличение расходов на питание и учебники не помогает, а введение коррекционных программ для отстающих школьников дает значительный эффект. В итоге эффективную социальную программу распространили на другие школы страны.

Исследуя поддержку образования в Кении в начале 2000-х, Кремер доказал эффективность медицинских мер вроде дегельминтизации (борьбы с глистами) для того, чтобы дети не бросали школу, а в будущем больше работали и зарабатывали. Дюфло в своих работах обосновала ключевую роль школьного образования в экономическом росте страны.

Главная заслуга лауреатов — в том, что они стали пионерами рандомизированных контролируемых испытаний в экономике. Вместо того чтобы исследовать существующие госпрограммы, ученые отправлялись в развивающиеся страны и сами участвовали в создании этих программ. Если в начале 2000-х работы такого типа можно было пересчитать по пальцам, сегодня они преобладают в научных журналах.

Нобелевская премия этого года мне особенно приятна не только потому, что я имел возможность учиться у всех троих победителей и достаточно хорошо всех их знаю, но и потому, что она дана за развитие именно того аккуратного подхода к эмпирическому анализу, который я всячески пропагандирую (да и сам стараюсь применять в своих статьях). Без «промывки мозгов» на курсе Банерджи, Дюфло и Кремера мне вряд ли пришла бы в голову идея ввязаться в полевой эксперимент над афганскими деревнями.
Премия этого года, кстати, примечательна некоторыми фактами, напрямую не связанными с наукой. Так, Абиджит Банерджи и Эстер Дюфло стали первой семейной парой, получившей премию по экономике (семья Алвы и Гуннара Мирдалов подошла близко, но Алва получила премию мира). При этом Эстер в свои 47 лет стала самым молодым лауреатом Нобелевской премии по экономики и первой получившей ее женщиной-экономистом (в 2009 году премию получила Элеанор Остром, но она была политологом). Так что премия этого года смогла удачно сочетать в себе оригинальность и бесспорность.

Рубен Ениколопов, ректор Российской экономической школы

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.