Как сегментировать клиентов, чтобы повысить продажи: 4 правила
Работайте с неопределенностью
Задумайтесь, почему при проверке продуктовых гипотез у предпринимателя редко получается с первого раза найти выход и сделать удачный продукт? Или как успешные бизнесы возникают из совершенно других проектов? Даже Facebook возник благодаря ответам клиентов на вопросы о предыдущем бизнесе Марка Цукерберга. Тот, в свою очередь, оперативно среагировал и создал продукт, который полностью отвечал запросам потребителя.
Чтобы добиться успеха, не бойтесь работать с пугающей большинство людей неопределенностью. Спустя время у вас выработается толерантность и вы перестанете переживать. Как говорит еще один трекер ФРИИ Олег Жумаханов, предприниматели — святые люди. Они умеют добиваться высоких результатов несмотря на нехватку времени, денег и ресурсов, поэтому с выявлением потребностей клиентов они точно справятся. Главное — знать как.
Начните диалог с клиентами
Попробуйте ответить себе на вопрос: «Вы точно знаете, кому нужен ваш продукт»? Ответ часто кажется очевидным, но это не так. Фаундер и клиент видят продукт по-разному. Основатель может считать его идеальным, клиент же всегда подмечает недостатки. Пока между ними не произойдет конструктивного диалога, бизнес не сможет приносить прибыль и увеличивать продажи.
Несколько лет назад я работал с системой, которая делала полный check-up организма за 15-20 минут. Казалось бы — описание продукта звучит многообещающе, однако продажи не росли. Когда я все же попросил основателя поговорить с клиентами, мы выяснили, что большинство из них использует продукт для реабилитации после COVID-19. Фаундер о такой потребности даже не подозревал. Избежать похожих ошибок еще на раннем этапе помогает сегментация.
Создавайте и проверяйте сегменты
Сегментация — разделение клиентов на разные группы согласно их проблемам и потребностям. Сегменты дают четкое понимание, кто и для чего покупает продукт — помогают нарисовать портрет клиентов, а затем открывают возможности для продаж.
Кроме того, это способ понять, сколько у вас может быть клиентов и сколько вы можете зарабатывать. Информация точно пригодится для похода к инвестору, демонстрации своего трекшена и привлечения денег. И даже если вы не развиваете инвестиционную стратегию, такой подход позволит кредитоваться или привлечь новых участников, которые помогут масштабироваться.
Итак, с чего начать? Есть разные способы сегментации клиентов. Классический вариант — Abc-сегментация. Это ранжирование аудитории по степени важности и влияния на общий результат. Подразумевает следующие подгруппы:
A — клиенты, которые уже у вас что-то купили. Даже если продукт еще на стадии MVP или доработки, им уже все нравится.
B — клиенты, которым что-то не нравится и сделка с ними идет тяжело.
C — клиенты, которые никогда ничего не купят, но будут требовать скидки и доработки.
D — клиенты, которые очень хотят купить продукт, но не имеют на это финансовой возможности.
Х — клиенты, до потребностей которых ваш продукт не дотягивает.
Чтобы не тратить время впустую, я рекомендую сразу сфокусировать внимание на сегменте «А». Отбросьте остальных клиентов и проанализируйте потребителей, которые уже пользуются вашим продуктом и получают от него какую-то ценность. Для этого им можно задать несколько вопросов по 4 направлениям:
- Ситуация, в которой находился клиент. Почему в конкретный момент времени решил воспользоваться вашим продуктом? Выявите причину покупки.
- Проблема, с которой столкнулся в этой ситуации клиент. Узнайте детали принятия решения о покупке. Возможно, клиенту срочно понадобился продукт, потому что аналогичный перестал работать.
- Продукт, который решил проблему. Спросите, может ли клиент назвать ваш продукт «волшебной таблеткой»? Искал ли другое решение на рынке? Если да, что в нем не устроило?
- Выгода, которую получил клиент. Проанализируйте плюсы своего продукта. Предположим, у клиента стоял дедлайн по решению конкретной задачи, от которого зависел его дальнейший рост в компании, а ваш продукт помог ему получить повышение.
В ответах на эти вопросы заключается основная ценность, с которой надо продолжать работать. Такое разделение клиентов на разные сегменты помогает составить портрет каждой целевой группы и понять, зачем тот или иной клиент покупает ваш товар. Как только вы выявите несколько представителей одной и той же целевой группы и сфокусируетесь на ценности продукта для них, вы откроете краткий рецепт управления продажами. Вы будете находить на рынке людей с одной и той же проблемой и закрывать сделки без особых усилий.
Квалифицируйте клиентов
Вдобавок к сегментации можно использовать квалификацию клиентов — это так называемая матрешка в сегментации. Все клиенты, которые уже купили ваш продукт, при покупке руководствовались разными целями, получили разную степень удовлетворения и так далее. И чтобы лучше узнать свою аудиторию и все нюансы, влияющие на продажи, полезное упражнение — максимально углубиться в изучение конкретных ЛПР (лица принимающие решение) — узнать, сколько они готов ждать и какой бюджет готовы тратить.
Пример: компания по аутсорсу разработки имела стабильный поток клиентов, и основатель решил пойти на зарубежный рынок. Стали проверять каналы лидогенерации, пробовали разные варианты: писали напрямую, делали рассылку, но сработал в итоге LinkedIN для поиска лидов из Голландии и Чехии. Поначалу не получалось выйти на разговоры, но когда команда сфокусировалась на ЛПР и дедлайне, первая сделка произошла через два часа. Основатель просто вскрыл боль — горящие сроки, и стал искать людей, которым нужен разработчик прямо сейчас. В итоге компания быстро нашла клиентов.
Резюмируем: грамотная сегментация позволяет:
- нарисовать подробный и точный портрет вашей целевой аудитории;.
- выявить приоритетные сегменты с максимальной отдачей;
- определить подходящую маркетинговую стратегию;
- оценить емкость рынка и увидеть точки роста;
- улучшить ценностное предложение согласно реальным потребностям клиентов.
- в конечном счете повысить продажи и кратно вырасти!