Понятность, уникальность и выгода: собираем ценностное предложение по шаблону
4 августа прошел вебинар акселератора Спринт, на котором бизнес-ангел, трекер и ментор стартапов Илья Ивахин рассказал, как определить ценность продукта. Ищите в нашем материале-конспекте характеристики эффективного ценностного предложения и шаблон для его формирования.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Зачем искать ценность?
Ценностное предложение (Value Proposition) — это ясное и простое изложение преимуществ, которые потребители получают при покупке продукта или услуги. Формулируется оно, во-первых, для синхронизации целей команды — чтобы каждый ее участник на любой стадии работы над продуктом понимал, что и для кого вы делаете. Если пропустить этап формирования ценностного предложения, все специалисты (маркетологи, разработчики, менеджеры) будут действовать исходя из собственных представлений о нем, и в итоге пострадает общение компании с клиентом. Чем крупнее компания, тем выше издержки на коммуникацию.
После того, как каждый член команды будет понимать истинную ценность продукта, вы без труда сможете определить целевых клиентов и отстроиться от конкурентов. То есть формирование ценностного предложения — это некая исходная точка, в которой задается курс дальнейшего развития продукта.
Три признака эффективного ценностного предложения
У бьющего в цель предложения есть три ключевых характеристики: оно понятное, уникальное и доносящее выгоду. Разберём их подробнее.
Чтобы предложение было понятным, лучше избегать сложной или узкоспециальной терминологии. Этим часто грешат начинающие предприниматели, желая добавить веса своему продукту. Но на деле эффективность ценностного предложения в его лаконичности и доступности. Основные смыслы должны легко считываться.
Следующий признак правильно сформулированного ценностного предложения — уникальность, позволяющая отстроиться от конкурентов. Здесь очень важно подчеркнуть конкретные преимущества продукта и избегать общих слов. Например, если вы скажете, что ваш продукт удобный, качественный и доступный, вы никак не выделите его среди сотен таких же безликих предложений. Если же найдете отличительные черты — почему, для кого и в какой ситуации он удобный, по сравнению с чем доступный и т.д. — вы попадете в цель.
Хорошее ценностное предложение всегда доносит выгоду. Это должно быть не абстрактное «причинение добра», а конкретная польза, которую получит конечный потребитель. Например, сможет сэкономить X времени, Y денег или Z усилий.
Теперь главный вопрос — как собрать предложение, которое будет соответствовать всем трем характеристикам? Давайте разбираться.
От формулы к шаблону
Для формирования ценностного предложения придумано несколько формул, наиболее популярной из которых стала схема Value Proposition Canvas. Она позволяет соотнести потребности клиента с ключевыми преимуществами товара. Схема состоит из двух частей, правая часть должна содержать информацию о клиенте — его страхах, желаниях и потребностях, а в левой важно зафиксировать все данные о продукте: выгоды, впечатления и характеристики.