Что лучше — контекст или SEO?
SEO (Search engine optimization — поисковая оптимизация) — изменение сайта и его окружения для получения высоких позиций в органических результатах поиска по нужным запросам. Позиции дают трафик, трафик дает обращения, которые превращаются в продажи.
Поисковая оптимизация как метод появилась в середине девяностых годов прошлого века вместе с первыми популярными поисковыми машинами. В 1997–1998 термин «поисковая оптимизация» окончательно устоялся. Предпосылками появления SEO стали рост популярности поисковых машин и желание бизнеса охватить поисковый спрос и конвертировать его в обращения и, далее, в продажи.
Контекстная реклама (контекст) — показ рекламной системой объявлений в результатах поиска и в рекламной сети в контексте запросов пользователя. Оплачивается по модели PPC (pay-per-click), то есть за клик. Способ ценообразования аукционный.
Контекстная реклама появилась в начале двухтысячных. Первые системы зародились в Соединённых Штатах. В России пионерами были «Бегун» (позже проданный Google) и здравствующий поныне «Яндекс Директ».
И SEO, и контекст — это инструменты, охватывающие
текущий поисковый спрос путем размещения ссылок на продвигаемый ресурс в
результатах поиска. Оба инструмента чаще всего
направлены на решение перформанс-задач, то есть конверсии спроса в действия. Пользователь
ищет товар или услугу, видит объявление или ссылку на сайт в органической
выдаче, переходит на сайт и совершает действие — заказывает товар или услугу,
звонит, пишет, оставляет свои контактные данные. Такие действия очень вероятны,
так как пользователь ищет нужное ему сейчас, а не вчера или позавчера. Это и
есть охват горячего поискового спроса. При этом не все пользователи отличают
ссылку объявления контекстной рекламы от ссылки на сайт в органической
поисковой выдаче (SERP).
Здесь сходство контекстной рекламы
и поисковой оптимизации заканчивается. Контекстная реклама — это очень
оперативно: запустить рекламную кампанию можно за несколько дней, а если это не
первая кампания в проекте, то за несколько часов. Контекст — идеальный инструмент для проверки гипотез о том, как конвертируются в действия
те или иные запросы. Поисковая оптимизация — это не про
оперативность: она управляется примерно так же, как подводная лодка или танкер.
В силу того, что влияние на результаты поиска происходит опосредованно — путем
изменения структуры сайта, контента, функционала и т. д., результаты
действий проявляются не сразу, а через несколько дней, недель, иногда месяцев. Контекстная реклама — довольно
управляемый инструмент: помимо запросов есть таргетинг по географии, возрасту и
полу. Рекламу можно включить и выключить. Можно вносить коррективы и сразу
видеть результат. Можно прогнозировать результат
рекламных кампаний с достаточно высокой точностью.
В SEO нет
внятных интерфейсов управления. То немногое, что дают оптимизаторам поисковые
машины, не делает процесс поисковой оптимизации действительно управляемым и
предсказуемым. Прогнозировать органический
поисковый трафик очень не просто и точность прогнозов невысока. Контекстная реклама не
требовательна к странице, на которую ведется трафик: кампании запустятся на
любую страницу. Естественно, что в интересах конверсии страница должна быть
удобна для пользователя. Запустить кампании может и сам владелец сайта или его
персонал. Всё идет к тому, что контекст будет запускаться одной кнопкой
«оплатить» — остальное уйдет под «капот». Действительно высокие компетенции
станут нужны только в сложных случаях. В поисковой оптимизации для того,
чтобы страница заняла высокие позиции по запросу, с ней и сайтом нужно
проделать массу манипуляций. Для успеха нужен опытный оптимизатор, которого
сложно найти. И отличить от неопытного тоже сложно, так как лексика, с точки
зрения заказчика, у них одинаково непонятная. Охват
информационных запросов До момента, когда пользователь определился
с параметрами покупки и его запрос приобрел вид транзакционного, он знакомится
с темой и использует информационные запросы. Например, информационный
запрос — «доставка дров», транзакционный — «дрова осиновые в Москве доставка
цена». Более вероятно, что переход на сайт
по запросу «дрова осиновые в Москве доставка цена» закончится заказом дров — очевидно,
что в этот момент пользователь точно знает, чего хочет. Такие запросы
охватывать выгодно, потому что они дают более высокую конверсию в действия и
относительно низкую стоимость действия. Они же и более конкурентны. Запрос «доставка дров» менее конверсионный,
так как пользователь пока не определился, куда, какие и зачем ему дрова, и в
результате стоимость действия по нему будет высокой. Такие запросы невыгодно охватывать контекстной
рекламой. Но охватывать их нужно. Особенно важен охват информационных запросов в
товарах или услугах, где срок принятия решения о приобретении велик, а товар сложен
и дорог. Пользователь в этих случаях долго изучает тему и генерирует много информационных
запросов. Контактировать с ним на этом этапе критически важно для формирования узнаваемости
бренда и доверия пользователя к нему. Охват информационных запросов с
помощью SEO — медленная, но выгодная затея, потому что стоимость клика
в поисковой оптимизации со временем может снижаться. В контекстной рекламе нужно платить
системе контекстной рекламы и комиссию агентству, которое ведет рекламные
кампании (или вести их самостоятельно). Ценообразование в контекстной рекламе аукционное:
чтобы ваше объявление показывалось выше других и давало больше кликов, нужно
платить больше за каждый клик. То есть, желая купить в
контекстной рекламе больше трафика, нужно платить больше за каждый визит. Принцип
«оптом — дешевле» в контекстной рекламе не работает) Со временем конкуренция растет
практически во всех сферах бизнеса, и вместе с ней растет стоимость клика в контекстной рекламе. Так
случилось, например, в сегменте недвижимости, где стоимость клика на поиске с
осени 2022 до осени 2024 года выросла более чем в два раза. В сегменте производства электрооборудования за тот же период стоимость клика на поиске выросла в 2,3 раза. Тут ярко выражена сезонность спроса — летом конкуренция ниже. В поисковой оптимизации самая
распространённая модель оплаты услуг — абонентская плата, одинаковая каждый
месяц. И если поисковый трафик растет, стоимость каждого визита снижается. Так, стоимость визита из
результатов поиска в проекте промышленного предприятия за период 2021–2024 годы
снизилась больше чем в шесть раз, несмотря на ежегодный рост абонентской платы.
Если на
проекте начать контекст и SEO одновременно,
то сначала стоимость поискового трафика будет выше контекстного, но через
несколько месяцев станет ниже и продолжит снижаться до тех пор, пока будет
расти поисковый трафик.
Реальная ситуация. В уже упомянутом проекте промышленного предприятия в начале
2021 года стоимость контекстного трафика конкурировала со стоимостью органического трафика и составляла около 25 рублей. К концу 2024 года трафик из поиска стоил дешевле трафика из контекста
почти в 40 раз: 2 рубля против 75! SEO — это
единственный инструмент продвижения в интернете, который может дать рост объема
трафика и снижение его стоимости в длительном периоде. Поэтому с помощью поисковой
оптимизации выгодно охватывать все тематические запросы, в том числе информационные,
которые в моменте не конвертируются, но влияют на конверсию позднее. Это неправильная постановка
вопроса) Оба инструмента хороши. Контекст — инструмент
оперативный, поисковая оптимизация — стратегический, требующий большей воли и
неизменности решений. Если вам нужны были продажи вчера,
начинайте контекстные РК, а затем запускайте поисковую оптимизацию. Если у вас лендинг и вы тестируете товар
или услугу, то контекстная реклама вам подходит больше. Если вам нужно охватывать информационный
спрос по сотням и тысячам запросов не только в интересах продаж, но и в
интересах узнаваемости, лояльности, PR и HR, то SEO — ваш основной инструмент. Инструменты можно сочетать) Сравним
их еще раз:
Что общего между SEO и контекстом
В чем различия
Оперативность
Управляемость и предсказуемость
Требовательность к ресурсам и компетенциям
Стоимость трафика




Так что же лучше — контекст или SEO?
Параметр сравнения Контекст SEO Оперативность Высокая — результат виден сразу Низкая — результат появляется через несколько дней, недель или месяцев Управляемость и предсказуемость Высокие Низкие Требования к сайту и компетенциям специалистов Низкие Высокие Отношение к информационным запросам Охватывать информационные запросы невыгодно Охватывать информационные запросы выгодно Изменение стоимости посетителя Стоимость клика со временем растет Стоимость посетителя со временем снижается
