Построение
бренда города на основе стратегического позиционирования, которое формируется после проведения опросов, исследований и аналитической работы, позволяет городу создавать комплексную программу айдентики, которая может удовлетворить всем запросам целевых групп и создать задел
для развития проекта в будущем.
Правильный
брендинг города придает месту новый привлекательный облик,
помогает правильно расставить акценты, выделить преимущества, показать достоинства и нивелировать недостатки инфраструктуры или отрицательные установки в восприятии людей. Точная айдентика может визуально воплотить принятое позиционирование города и сделать его понятным как для местных жителей и туристов, так и для инвесторов, привлекая тем самым финансирование и создавая новые рабочие места. Брендинг создает эффективную коммуникацию, говорящую о туристическом потенциале места, а также выявляющую его ценность в качестве современной и комфортной среды для жизни, работы и отдыха.
В
данной статье мы рассмотрим современные достижения в области территориального брендинга, которые по состоянию на 2022 год уже разработаны и успешно используются городами.
Порту Территориальным
брендингом для города Порту занималась студия «White Studio».
Перед дизайнерами стояла сложная задача создания живой и развивающейся системы идентификации этого города с его характером, историей, достопримечательностями, праздниками, событиями, активностью жителей и инициативами администрации.
Проведя
опрос, дизайнеры поняли, что представление о Порту у горожан имеет свои индивидуальные особенности: степень значимости тех или иных мест и событий в истории у каждого жителя своя. Создатели фирменного стиля хотели, чтобы каждый горожанин ощущал свою причастность к жизни Порту, чтобы айдентика выражала все многообразие мнений и взглядов.
Порту
— город с сильным характером, поэтому его логотип очень лаконичный и емкий, точка после слова «Porto» говорит сама за
себя. Простой, геометрический рисунок шрифта, два варианта
использования: синий логотип, обрамленный рамкой и белый, инвертированный логотип на синем фоне.
Дизайнеры
вдохновлялись сюжетами, запечатленными на традиционных синих плитках, присутствующих в архитектуре и убранстве города, и создали около 70 иконок, объединенных едиными графическими принципами. Количество новых иконок постоянно пополняется, учитывая рекомендации жителей и администрации. Эти иконки располагаются вместе, следуя законам разработанной модульной системы и создают обширные
повествовательные панно, передавая информацию и транслируя ценности жителей города.
В
итоге получилась открытая и многогранная система айдентики, способная расти и развиваться вместе с динамичным и ярким городом Порту.
Мельбурн Фирменный
стиль города Мельбурн является, пожалуй, одним из наиболее ярких и эффектных примеров удачного территориального брендинга. Команда брендингового агентства «Landor» стремилась создать айдентику для Мельбурна, определяя характер города, и создавая образ, ориентированный на будущее.
Первоначально
были проведены кабинетные исследования и интервью, в рамках которых были получены ответы на следующие основные
вопросы: что город из себя представляет, что и как в нем происходит, каково видение будущего города? Это позволило выявить и сформулировать основные идеи бренда города. На основе полученной информации была выстроена комплексная и стратегическая программа брендинга.
У
города Мельбурн многогранный характер: от властного, сдержанного и серьезного до яркого, эмоционального и страстного. Разнообразие и многогранность Мельбурна стали основными понятиями, в визуальной идентификации это выразилось в полной мере через цвета, формы, грани, структуры.
Команда
и заказчик брендинга хотели создать многогранную и прогрессивную айдентику, как и сам город. Дальновидный подход при разработке дизайна логотипа, правил его применения в коммуникациях, рекламе, спонсорских акциях, в
трехмерной среде и на вывесках позволил создать динамичный,
изменчивый и творческий образ.
Форма буквы «М», построенная по изометрической сетке, позволила заполнять ее разнообразной и яркой геометрической графикой, в которой можно проследить стройную структуру и логику. Это придает айдентике узнаваемость и цельность. Командой «Landor» также были созданы обширные руководства и иллюстрации, которые были призваны помочь развертыванию новой айдентики Мельбурна. В руководство по использованию фирменного стиля включили гибкую систему логотипов, цветовую схему, типографику, фотографии, иллюстрации, графические элементы, принципы дизайна и шаблоны. Несмотря на логику, упорядоченность, правила и руководства, система брендинга Мельбурна весьма гибкая, в ней есть место для инициативы и творческой интерпретации, что позволит ей успешно жить и развиваться, оставаясь яркой и интересной на долгие годы.
Болонья Администрация
города Болоньи была одной из первых среди итальянских городов, которая осознала необходимость брендинга для поддержания и развития деятельности города, как в глазах туристов, так и местных жителей. Сначала был составлен стратегический план для определения позиционирования Болоньи с целью продвижения города не только в Италии, но и во всем мире.
Создание
позиционирования города оказалось весьма сложной и запутанной задачей, поскольку было трудно выявить одну единственную историю, которую нужно было бы донести до аудитории. Работа началась с проведения анкетирования среди сотрудников администрации города, университетов, торговых ярмарок, аэропорта и других учреждений. При помощи
полученных анкет и их последующего анализа удалось сформулировать представление о положительных и отрицательных ассоциациях у людей, связанных с городом, и
прийти к основным аспектам позиционирования, необходимым для включения в создаваемый бренд.
Собрав
все данные на этапе аналитики был составлен бриф, включающий
то видение города, к построению которого следует стремиться при разработке территориального брендинга. Болонья — это город, который не навязывает себя, в котором путешественники чувствуют себя как дома. Город предлагает каждому возможность составить свой собственный маршрут для изучения прошлого и настоящего, самостоятельно сделать выводы. Болонья — это современный город, связанный с искусством, он постоянно развивается, а не стоит застывшим
и музеефицированным. Также прошлое и настоящее города тесно связано с кулинарными традициями, еда в Болонье является неотъемлемым элементом ее культуры.
Администрацией
города был объявлен конкурс на создание системы идентификации, в результате чего было получено 524 предложения из 17 стран. Жюри конкурса выбрало проект дизайнеров Маттео Бартоли (Matteo Bartoli) и Микеле Пасторе (Michele Pastore), так как их проект включал ответы на все пункты, представленные в брифе.
Дизайнеры
разработали абстрактный алфавит из геометрических форм, навеянных архитектурными деталями известных строений города. Каждой букве алфавита они присвоили свою особую геометрическую форму. Также была разработана программа, выложенная в сеть Интернет, где любой желающий может ввести слово и получить уникальный и весьма выразительный знак, созданный из накладывающихся друг на друга геометрических форм, соответствующих буквам вводимого слова. Формы выстраиваются относительно центральной точки, концентрически, в соответствии с сеткой, и полупрозрачно накладываются друг на друга. Цветовая гамма подбирается на основе дихроматических сочетаний при регулировке пользователем ползунка выбора цвета. К вводимому слову, обозначенному светлым начертанием шрифта «Calibre» от «Klim Type Foundry», всегда добавляется фраза «è Bologna» («это Болонья»), выделенная жирным начертанием того же шрифта. Например, вводя слово «Storia» («История»), получается фраза «Storia è Bologna» («История — это Болонья»). Подобная игра бесконечна и может включать как конкретные слова (тогда логотип создается персонально под событие или объект инфраструктуры города), так и вдохновляющие абстрактные понятия, которые в восприятии людей складываются о городе.
С помощью онлайн-инструмента любой желающий, будь то горожанин или путешественник, сможет внести свой вклад в создание архива знаков и понятий, связанных с Болоньей, создав свой личный «фрагмент» визуальной и понятийной айдентики города. Такая система идентификации города продолжит развиваться во времени, отражая актуальные изменения и видение людей, создавая коллективную историю города.
Капошвар Капошвар
— город на юго-западе Венгрии, в 189 км от Будапешта, он стоит
на реке Капош. Население города составляет 64 тысячи человек. Город имеет достаточно древнюю историю, о нем впервые упоминается в документе, датированном 1009 годом. В
XV веке в Капошваре была построена крепость, город более чем
на сто лет перешел под управление Турции, а затем вновь вернулся под власть Венгрии.
Город
с живописными старинными улочками и памятниками архитектуры нуждался в правильном подходе при создании брендинга, чтобы отразить не только историю, но и найти оптимальные векторы для выражения его настоящего и будущего.
Миклош
Кисс (Miklos Kiss) — дизайнер и визуальный художник из Будапешта — разработал проект брендинга для Капошвара. По словам дизайнера, самой сложной для него задачей было определить из чего должен состоять брендинг города, он хотел создать не просто обычную систему идентификации на основе логотипа, а комплексное решение. Для Миклоша Кисса крайне важно было при работе над проектом начать с осмысления глобальных задач, стоящих перед брендингом. Сначала была определена стратегия брендинга города и созданы важные моменты айдентики. Дизайн логотипа основан на образах архитектуры центра города, а элементы айдентики включили в
себя живопись великого венгерского художника Йожефа Риппль-Ронаи (József Rippl-Rónai), который был родом из Капошвара. В рамках брендинга города была разработана полиграфия, различная сувенирная продукция, дизайн упаковки для некоторых местных продуктов, памятные книги и брошюры. Для городского пространства была создана серия иконок, проработана система навигации, сделано оформление
информационных табличек для городских зданий. Были разработаны макеты наружной рекламы, рассказывающие о достопримечательностях, анонсирующие выставки. Также в рамках фирменного стиля были оформлены выставочные пространства.
Прекрасно
реализованный, глубоко продуманный территориальный брендинг города Капошвар помогает делать небольшой провинциальный город более привлекательным в глазах как местных жителей, так и гостей города, способствует привлечению инвестиции и развитию городской среды.
Хельсинки До
реализации проекта по брендингу города Хельсинки у него не было единого фирменного стиля, а городские департаменты
и проекты имели каждый свою айдентику, не согласующуюся между собой. Только герб Хельсинки был определенной константой
среди всего многообразия стилей различных организаций, связанных с городом, но его использование имело свои ограничения и проблемы.
В
Хельсинки предприняли реформу городской системы и сформировали новую цель — создать самый функциональный город в мире, что привело к необходимости разработки продуманного брендинга города. Местное агентство «Werklig» было выбрано для разработки бренд-системы города.
Проект
получился масштабным и захватывающим, это стал самый крупный проект среди осуществленных в Финляндии. Глобальной целью брендинга было создать такую идентичность города, которая при уважении к прошлому и традициям была бы современной, адаптивной и универсальной.
Целевой
аудиторией стали все люди, которые так или иначе взаимодействуют с городом: начиная с городских служащих и заканчивая простыми горожанами, туристами, иммигрантами и другими группами. Обширная аудитория явилась одним из определяющих факторов, требующих создания
гибкой, запоминающийся, легкой в использовании айдентики.
Традиционный
герб Хельсинки, которому около 400 лет, стал основой для нового логотипа. Он был создан таким образом, чтобы быть адаптивным не только к среде использования, а мог бы изменяться, вмещая в себя написание названия города Хельсинки на разных языках мира.
Элемент
стилизованной волны и его вариации также были заимствованы из герба. Мотив волны — это намек на прибрежное расположение, архитектурные детали и опыт города. Этот мотив работает как стилеобразующий и узнаваемый элемент, который, помимо логотипа, помогает ясной графической идентичности города. Вся айдентика построена на эмоциональных и понятных обширной аудитории сообщениях.
Выбранная
цветовая палитра связана с визуальным восприятием Хельсинки: в ней есть и цвета, вдохновленные куполом Хельсинского собора, морской крепостью Суоменлинна, и цвета, принятые в системе общественного транспорта, которые уже стали привычными, а также тона, взятые из старого герба города.
Шрифтовая
семья «Helsinki Grotesk» была специально разработана для системы айдентики города коллективом «Camelot Typefaces». Это
лаконичный гротеск с деталями, заимствованными из пластического движения волны, как одного из стилеобразующих элементов айдентики. Этот шрифт применяется во всех коммуникациях бренда Хельсинки: от визитных карточек, до вывесок и цифровой среды.
Для
визуального языка бренда также был разработан свой особый фотостиль, он коснулся не только фотографий, но и видеоизображений. Общее направление для всего визуального контента можно выразить объединяющей фразой: «без фильтра». Это позволяет показать город таким, какой он есть в действительности.
Брендинг
Хельсинки получился органичным образу города и его стремлениям. Теперь, используя всю созданную систему, городские власти могут привлечь больше внимания к различным проектам и работать более эффективно. К тому же использование новой айдентики позволит администрации сэкономить деньги.
Для горожан же брендинг Хельсинки означает более понятный и хорошо выстроенный маркетинг и информирование о городских услугах, ориентированные на жителей сообщения и более ясную коммуникацию в целом. Также система брендинга позволит Хельсинки выделится среди других городов и восприниматься как привлекательное, современное, функциональное и приятное место для жизни, работы и отдыха.
Статьи, новости, кейсы по дизайну и брендингу смотрите на сайте: supremumdesign.com