Готовая продукция, по итогу одинаковая (например, стикеры), может быть изготовлена разными методами и, соответственно, с разной стоимостью и в различные сроки.
Так как любое предпринимательство в большинстве своём, чтобы заявить о себе или доступным образом представиться, рано или поздно сталкивается с миром полиграфии, рекламы и печати, то, это стоит почитать. По крайней мере — я постараюсь человеческим языком рассказать,
какие есть основные виды печати и по какому поводу куда стоит обращаться.
Перед всей основной своей писаниной скажу, что, на самом деле, вы можете не вникать ни в какие детали технологий и смело обращаться в рекламные агентства. Достаточно им сказать о своих хотелках
— они всё организуют. Но получится подороже, чем заказывать напрямую. Рекламные агентства имеют свои преимущества наряду со всем багажом недостатков, поэтому, если есть возможность, не скупитесь.
Любишь переплачивать? Звони в рекламное агенство
Итак, когда вы захотите что-то напечатать, например пару сотен визиток для себя и для друга, то вам потребуется, как вы полагаете
— обратиться в типографию. Но по сути типографии занимаются печатью книг и газет. Это крупное предприятие, истоки которого восходят к набору
текста (латунные литые буквы скрупулёзно собираются в слова, аккуратно складываются в страницы, потом тигельный пресс с этой страницей облитой чёрной свинцовой краской лупит изо всех сил по бумаге и на паллету складываются тысячные тиражи книг, газет или журналов). Высокая печать была такой. Сейчас, конечно, этого зрелища уже нигде не увидишь — методы
печати тиражной продукции несколько усовершенствовались. Но принцип остался прежним и типографии занимаются пачканьем бумаги в очень большом
количестве. Поэтому вам не в типографию, а в копи-центр, если надо по-быстрому распечатать 10 сертификатов или 100 визиток (или, вовсе, в магазин оргтехники за домашним принтером). Наборщики за работой
Суть в том, что в печатных конторах разного масштаба стоят печатные станки и приспособы разных мощностей и возможностей, и типографиями из них являются далеко не все. Существует 4 основных вида печати, и я постараюсь всё элементарно разложить (доступность повествования тестировал на детях) под какие задачи какую печать выбрать:
1. Офсет Выпуск газет в СССР
Офсетные машины сегодня стоят как раз в типографиях (которые ещё остались). Это здоровенные агрегаты по размеру и виду похожие на паровозы. Такой тип печати можно назвать наследником высокой печати за схожесть принципа нанесения отпечатка, перевариваемых объёмов бумаги и вида выпускаемой продукции. Это наиболее дешёвый вид печати. Максимально
скоростной — в своё время, при издании ежедневных газет, масса потребляемой бумаги могла бы поспорить с количеством публикуемых котиков
в инстаграмме. Этот вид печати хорош, когда вам нужно отпечатать чего-то одно очень много раз. Например, 10 000шт визиток для себя любимого с одним и тем же номером телефона. Или 100 000шт. Или 10 млн шт. Во время рекламных компаний и вне их весь раздаточный материал печатается офсетом. При том — чем больше ваш объём, тем дешевле печать.
Прогрессия стремительна и недоступна для понимания обычному смертному. Например, десять тысяч флаеров будет стоить 10000.00 рублей, а
уже пятьдесят тысяч флаеров будет стоить 20000.00 рублей. Сто тысяч обойдётся в 30000.00 рублей. Кстати, цифры взяты совершенно с потолка, но пропорции отражают верно. В итоге, когда вам приспичит отпечатать 10 000шт буклетов, то вы можете обратиться и в копи-центр, что поближе, и благополучно получить свой тираж. Но произойдёт вот что: в копи-центре, безусловно, с радостью возьмутся за этот заказ и переразместят его уже в
офсетной типографии ничего вам не сказав. На самом деле — это нормальная практика, но вам стоит это понимать.
Скорее всего, если вы самостоятельно разместитесь в той же самой типографии, то вы получите или точно такую же цену, какую вам даст
копи-центр или немного дороже. А всё потому, что печатные конторы регулярно переразмещают друг у друга заказы и поэтому дают братьям по ремеслу специальные цены, понимая, что завтра они могут поменяться ролями. Офсет — старый паровоз, который тянул за собой искусство печати
Иногда это так не работает, и микроскопические копи-центры специализирующиеся на печати фото для документов, чтобы цена выглядела не слишком контрастно с их основным прайсом умножают в десять раз стоимость офсета. А вы не знаете об этом. Вы сверяетесь с их прайсом и вас всё устраивает. И вы переплачиваете.
Итак, чем хорош и чем плох офсет. Офсет хорош тем, что он может выпустить огромный объём печати за малый срок, что он очень дешёвый (это самый дешёвый вид печати) и это самый старый вид печати, потому как следует отлаженный. Под офсет существует огромное количество бумаг, картонов, плёнок и красок. Во всех отношениях это самый развитый вид печати (вам могут подобрать цвет по Пантону, напечатать золотом, сделать выделение лаком и пр).
Но у него есть два недостатка, которые послужили причиной рождения других видов альтернативной печати.
Первый недостаток — офсетом нельзя печатать переменные данные
(как в самом макете, так и разные макеты). Например, у вас общий тираж —
10000шт визиток, но это тираж на всю вашу семью и фирму тоже — в итоге,
вы имеете 100 разных макетов (разные номера телефонов, имена, фамилии),
которые хотите отштамповать по 100 раз. И в таком случае, офсетная печать, вдруг, становится дорогой, долгой и с вами неохотно разговаривают. Не любят вас. Это обусловило появление цифровой печати.
Второй страшный недостаток — размер печати. Даже не смотря на
что в эти машины заправляют бумагу в рулонах, всё равно отпечаток ограничен размером какого-то формата. Я не знаю достоверно, и будто бы существует офсет формата А0, но, вроде как, в основном это А1.
В любом случае, даже если я привираю точность до миллиметров максимального офсетного формата, то я наверняка не ошибусь если буду утверждать, что постер 1,5×0,5м офсетом не вывести. Это стало серьёзным основанием для появления и развития широкоформатной струйной печати, которая позволяет печатать длинные отпечатки без особых сложностей. Так называемые long print или баннера.
В итоге, офсет предназначен для больших и очень больших тиражей форматной продукции (буклеты, визитки, листовки, газеты, книги, журналы и пр.) На мой, сугубо дилетантский взгляд молодого печатника, дни офсета сочтены, и век его подходит к закату. Планшеты и смартфоны уничтожили периодическую печать, а это был основной хлеб крупных типографий. Последнее, на чём ещё живёт Офсет это упаковка и Распил, конечно же.
2. Цифровая печать Вот что такое типография
Любой копи-центр или шарашку в подвале по оперативной полиграфии, если вы намерены что-то распечатать, можно обозвать впопыхах
типографией. Но если офсетная печать — это действительно промышленное дорогостоящее оборудование и штат профессионалов, то в копи-центре вы можете натолкнуться на самый обыкновенный домашний лазерный принтер и паренька 15-ти лет или даже мою любимую мать, которая не знает, как включить комп. И тогда может произойти конфуз.
Принцип лазерной печати (диодной печати и всей аналогичной ей, которая работает на сухом тонере) лежит в основе понятия Цифровая печать. Разумеется этот термин некорректно используется сегодня, потому что струйная печать, флексопечать и любая другая печать, где вывод изображения происходит с помощью ЭВМ — цифровая, но он уже общеупотребим
именно для сегмента лазерной печати в оперативной полиграфии. Так уж сложилось.
100 визиток по 100 штук — это цифровая печать, а уж на чём вам их выведут, одному богу известно. Это может быть HP за 1500.00 рублей немного Б/У или Xerox Versant 180 Press стоимостью 2,5млн. Безусловно, качество печати будет несколько отличаться. Но в некоторых случаях разницу вы даже не заметите (смотря что и на какой бумаге будете
печатать).
Цифровая печать появилась и открыла возможность печатать переменные данные и разные макеты в одном заказе без особых проблем. 1000шт макетов тиражом по 10 экземпляров? Никаких проблем! 10000шт одинаковых макетов с уникальными порядковыми номерами — без проблем.
Второе существенное преимущество Цифры — возможность печатать
малых тиражей без предварительных забот, какие есть в Офсете. Вы открываете файл и выводите на печать. 10 шт, 100шт, 500шт. Вы экономите время. Поэтому оперативная печать называется так как называется. В Офсете сперва нужно изготовить формы. В Цифре достаточно только заплатить. М значит Макулатура
Цифровая печать неотъемлема от понятия оперативной полиграфии. Это срочно, быстро и относительно не дорого. Тем самым, если
вам нужны небольшие тиражи, то вам следует прибегнуть к «Цифре». Это визитки, буклеты, конечно же, флаера, листовки, открытки, папки, блокноты, календари, тетради, брошюры, каталоги и простые документы. Часто, не очень большие типографии имеют в своём распоряжении и цифровую
технику — тем самым предлагая заказчику и офсетную печать и оперативную
цифровую.
Порог тиража после которого цифра меняется на офсет плавающий
и в зависимости от конечного печатного изделия он разный, но в любом случае, это колебание в пределах 1000шт.
3. Струйная печать Здесь, в отличии от Офсета и Цифры стоит упомянуть, что струйная печать делится на два основных вида. Почему-то это важно:
1) Фотопечать . Всеми любимые полоски
Это понятие говорит само за себя. Вам надо напечатать фотку —
вы её печатаете у кого-то на струйном принтере. Или много фоток. Этот вид печати в оперативной полиграфии актуален только в разделе фотографий
на документы. Во всех остальных случаях я вам крайне не рекомендую печатать свои фотографии на струйниках и призываю к традиционному методу
— мокрой печати, который используется в фотолабораториях.
Главная причина, по которой нужно следовать традициям — как правило качество печати на таких принтерках (чаще всего это Epson L800) сильно страдает из-за халатного отношения хозяина. Принтер нещадно выжимают как лимон, максимально эксплуатируя и пренебрегая какими либо инструкциями и регламентами. На ваших фоточках будут гадкие полосочки.
Но хуже, что в такие принтера заправляются только альтернативные чернила и сторонние фотобумаги. Попробуйте догадаться, чем руководствуются владельцы, при покупке неоригинальных материалов? Безусловно, они думают о качестве отпечатка и сроке службы своей техники. Чтобы она как можно лучше печатала и как можно дольше работала.
Ха-ха. Одним словом — это самые дешёвые и дрянные материалы. Отпечатки сделанные на таких материалах очень быстро выгорают, желтеют и выглядят отвратительно. В силу доступности такого принтера, очень часто такие печатники пытаются конкурировать с Цифрой, печатая визитки, брошюры, листовки. Страх просто.
2) Интерьерная и широкоформатная печать (сюда же можно отнести САПР и ГИС). Напечатанный и вырезанные стикеры
Это та самая печать, которая позволила отойти от форматного листа Цифры и Офсета. Это тот самый вид печати, который может напечатать
всё то, что не может напечатать Офсет и Цифра. Тот самый вид печати, который может спасти вас! Печатники эти — супергерои. Я один из них, конечно же. Итак, если вам нужно отпечатать визитки, то это Офсет или Цифра, в зависимости от тиража. Но если вам нужно распечатать одну здоровенную визитку 2×3 метра в виде растяжки над воротами, то это широкоформатная печать.
Интерьерная печать, это также как и Офсет с Цифрой — стикеры.
При том, стикеры гораздо более качественные по своим свойствам. Или большие стикеры — наклейки в размер всего окна или витрины в магазинах. Вся реклама, которую вы видите — это интерьерная или широкоформатная печать. Парадоксально, но все три вида печати так или иначе пересекаются
и ряд изделий, например, упомянутые стикеры, можно выпустить и на Цифре
и на Офсете и на Интерьернике. Если вам нужно распечатать чертёж — то это струйная САПР и ГИС печать. Обои, фотографии большого формата, постеры, баннера, растяжки, холсты, реклама на авто, автовинил и пр — это всё струйная интерьерная или широкоформатная печать разного калибра.
Я не ошибусь, если скажу — чтобы вам не требовалось отпечатать вне стандартных размеров — ищите интерьерную печать. А конкретно меня!
Справедливости ради стоит заметить, что фотопечать на ухоженном фотопринтере, в котором заправлены оригинальные чернила и использована рекомендованная производителем фотобумага на порядок превосходит традиционную мокрую фотопечать из фотолаба по цветопередаче,
детализации, сроку жизни самой фотографии и, конечно, цене. Цена таких отпечатков раз в 5 выше чем из фотолаба.
4. Шелкография Знатоки нанесения краски на разные поверхности
Этот вид печати мне отвратителен, потому что с точки зрения технологии самой печати он находится на уровне каменного века. Поэтому рассказывать про него я буду со всей предвзятостью и презрением. Дело в том, что для данного вида печати не требуется принтер, лаб или какая-то хитроумная печатная машина. Нужен шмат специальной густой краски и шпатель. Это исключительно ручной труд (существуют конвейерные/карусельные станки, суть которых остаётся прежней — раскатка
шпателем краски на поверхности). Бррр, просто дикость. Шпатель 21 века
Этот вид печати идёт особняком от всех других видов и всё ещё
существует только потому, что позволяет наносить какие-то особенные цвета. Например, золото. Или белый цвет. Или флуоресцентный. Или фотолюминесцентный. Или лак. Или вовсе даёт возможность подобрать какой-то очень нужный особенный цвет, который невозможно вывести на принтере (такое бывает — непечатный цвет).
Часто шелкографией печатают на визитках премиального качества
из дорогих дизайнерских картонов тёмных цветов. Самая распространённая комбинация — чёрный тачковер (он же софттач, такой специфический материал похожий тактильно на бархат и резину одновременно) и белые буквы. Шелкография, также, позволяет печатать на готовых изделиях. Очень
популярна печать на футболках, кепках, воздушных шарах и пр. Есть некоторые области сувенирки, где без шелкографии не обойтись. При том, шелкография хорошо работает на больших тиражах. При малых тиражах получается дорого — нужно готовить форму.
Существенным недостатком шелкографии является невозможность печати полноцветных фотографий. Только плашечные цвета. Чем больше используется цветов — тем дороже печать. Чем больше цветов, тем выше вероятность погрешности в совмещении разноцветных элементов при печати.
Второй традиционный недостаток — никак нельзя печатать переменные данные.
Сегодня, серьёзную конкуренцию шелкографии составляет сувенирная УФ-печать ,
которая, по сути, относится к струйной печати. Если вам хочется выпустить пару сотен визиток на необычном картоне (или тонком пластике, или деревянном шпоне) с применением белого цвета и выборочного лакирования, то лучше воспользоваться услугами УФ-печати. Это будет дешевле, качественнее и быстрее. Если вам требуется отпечатать фотографию на чёрной визитке — то также актуальнее УФ-печать. Вы можете отпечатать на УФ тираж 500 визиток по 50шт разных. И это будет стоить столько же, сколько 500 одинаковых. Шелкографией вы можете сделать только 500шт одинаковых за ту же цену. Тач-ковер визитки, но напечатанные методом УФ
Шелкография как печать в полиграфии живёт только лишь из-за своей способности печатать нестандартными и заказными цветами, но это преимущество уже меркнет. Она хороша, когда ваш тираж средних размеров и
используется 1-2 цвета. На малых тиражах лучше воспользоваться УФ-печатью. На больших тиражах — Офсет. Сегодня Цифра подбирается к тому, чтобы поспорить с возможностями шелкографии и занять нишу средних тиражей. Появились уже машины с белым тонером, лаком, золотым и серебряным цветом.
Так что время шелкографии, по моему мнению, сочтено. И не стоит к ней уже обращаться, если вам нужна полиграфия. В некотором смысле это уже даже пошло. Оставим для неё футболки и воздушные шарики. УФ-печать во всей красе — печать по ёлочным шарикам
Существует ещё несколько видов печати, которые можно кратко упомянуть для полноты картины.
Флексография — это как правило печать этикеток в лютом
количестве. Флексопечать сравнима с Офсетом и будет актуальна если вам нужны наклейки на шампуни, фантики для конфет, этикетки. Как правило это
печать небольших форматов, на специфических плёнках и больших объёмов.
Тампопечать — это сувенирная печать, которая применяется для брендирования бизнес-сувениров. Шариковые ручки, зажигалки, ежедневники, флешки и пр. В области сувениров тампопечать конкурирует с шелкографией. Не смотря на то, что тампопечать немного более технологична — на выходе мы получаем такую же грустную печать в ограниченное количество цветов без возможности вывода многоцветных изображений и без возможности печати переменных данных. Поэтому, и тампопечать, и шелкографию очень сильно задвинула на задний план УФ-печать. Если вам требуется необычно оформить сувениры и какие-то подарки, то советую отдать предпочтение УФ-печати — её возможности гораздо шире, а сроки короче. По цене — уже сопоставимо. Брендирование зажигалок, пауэрбанок, ежедневников, ёлочных шаров, вейпов, ремешков фитнес-браслетов и часов, шариковых ручек и простых карандашей, а также шрифт Брайля — лучше выполнять УФ-печатью.
Сублимационная печать — это очень популярная и ущербная печать. Используется для изготовления только двух видов продукции — сувенирные кружки (иногда тарелки) и футболки. Подходит для штучного изготовления подарков или сувениров. Потом эти кружки очень быстро выгорают. Изображение блекнет. Во многом это опять связано с альтернативными расходными материалами и доступностью технологии (почти каждый может попробовать себя в роли печатника). В общем — суть такая, что если вам хочется оформить посуду, то лучше прибегнуть к горячей деколи. А если вам хочется оформить одежду, то, как обычно — это время супергероев! Струйная печать — панацея от всего. А именно, прямая печать
по тканям (прямо по футболке или свитшоту).
Пора подвести итог:
Офсет — если вам требуется стандартная полиграфия стандартных размеров в большом количестве.
Цифра — если вам нужно тоже самое, но тираж небольшой или много разных макетов при большом тираже. Или переменные данные в макете.
Фотолаб — фотопечать.
Интерьерная/широкоформатная печать — если вам требуется что-то вне стандартной полиграфии. Что-то большое (плакаты, холсты, обои, баннера и пр.). А также наклейки и стикеры. Реклама.
УФ-печать — если вам требуется забрендировать предметы и сделать из них сувениры.
Спасибо за терпение и внимание.
Влад Парголовский.