Всё, что будет написано, касается мелких компашек, таких, как
моя. Собственно, это касается только меня, если быть честным до конца. Но пищу для размышления подкинет.
Расскажу я вам о своём опыте, и коснёмся мы вакансии «Дизайнер». У меня печатное дело, и из всех наших рабочих мест, после менеджера по продажам, конечно, эта вакансия выглядит наиболее интересной для всеобщего обозрения, потому что дизайнеры в большом количестве присутствуют и в других бизнесах. У пекарей, например. Кроме того, эта профессиональная область очень сильно обрушена пиратским ПО. Почти все соискатели судят о своих профессиональных качествах исходя из наличия Фотошопа у себя на компе и примеркой на себя образа свободного художника, такой творческой личности и пр. Трагедия заключается в том, что дизайнер — это сугубо прикладная профессия, которая требует прежде всего технической грамотности и высоких профессиональных навыков работы с
ПО. А художественное образование, тонкий вкус, эрудированность в изобразительном искусстве и креативность — приятное дополнение, которое,
безусловно, будет преимуществом, но по сути совершенно второстепенно. Дизайн — это крестьянская пашня. Тяжёлое ремесло. Никому не нужно чтобы вы, будучи дизайнером, пили вино и рассуждали о Родене и Моне, пока печатается баннер с огромным словом «Аренда». Нужно без остановок стругать макеты от рассвета и до заката точно в соответствии с ТЗ и ТТХ.
Итак, на днях уходит мой дизайнер, приглашаю нового. Поэтому текст написан по горячим следам. И, кстати, новый человек уже в седле — вакансия закрыта.
Чем я руководствуюсь, когда кого-то ищу:
— во-первых, я стараюсь максимально подробно описать предстоящие задачи. И особенно обращаю внимание на то, что НЕ придётся делать. Чуть ниже всей этой писанины я приведу текст моей реальной вакансии, так что можно сразу перейти туда.
— во-вторых, я стараюсь описать условия безо всяких прикрас, и, даже наоборот, занизить ожидания у соискателя — пишу, что условия тяжёлые. Среди некоторых моих знакомых, деятелей такого же уровня как я,
блин, в почёте другая позиция. Они, наоборот, преувеличивают условия и дают огромные обещания (в части заработанной платы). Хотя по факту, получить в реальности обещанные деньги почти невозможно. Нужно будет очень и очень постараться и почти не спать. А одно противоречит другому —
если не спишь, то работаешь весьма скверно. В результате, соискатель разочаровывается буквально в конце первой рабочей недели. И увольняется через месяц, другой. Текучка кадров очень большая — в чем профит?
Хозяйке на заметку: если условия работы очень привлекательные
и оклады высоки, но при этом вакансий развешано много и висят они долго-долго, то, скорее всего, действительность в таких конторах отличается от обещаний.
Я готов работать с человеком без опыта, и даже питаю к ним больший интерес. Частенько опытный спец отказывается что-то менять в своей работе, потому что «я так привык!», а уж если его чему-то учить, то совсем беда — чего ты меня учишь дядя? я сам все умею и etc.
На возраст мне плевать — главное, чтобы работать умел и хотел. А вот другой социальный пласт — это уже интереснее. Люди, с которыми я вряд ли бы пересекся в обывательской жизни. Это же свежие взгляды, мировоззрения и новые подходы к задачам. Да и просто куча новых
историй за обедом. Но естественно есть ограничения — конченого гада я брать не стану (больше не стану), потому что работа превратиться в бесконтрольный хаос — какие-то элементарные нормы приличия и вежливости должны соблюдаться. Отношения в коллективе должны строиться на взаимном уважении, которое возникает естественным образом, а не в принудительном порядке.
Я склонен считать, что самый большой плюс предпринимательства
— возможность увольнять. Когда я офицерствовал в армии и мне дали в подчинение несколько человек, то я не мог их увольнять, штрафовать или поощрить. Не все годятся к военной службе (даже я), приходится крутится с
тем, что есть. А тут мы вообще-то про типографию говорим. Не хухры-мухры. Из армии не увольняют, если тебе не нравится там, и ты делаешь все кое как. А тут можно. Натуральное благо.
В результате, я имею всегда очень мало откликов. Но зато не приходят лишние люди. На данную вакансию откликнулось 58 человек за неделю. Мне не приходится разговаривать с теми, кто явно не годятся для предстоящих задач. Выбрал я троих. Пригласил одного.
Второе преимущество детально и честно описанной вакансии, что
человек, которому это в самом деле интересно и он горит своим делом, останется у меня на долго. Шансы велики. Тем самым, не будет текучки. Не
знаю — надо ли объяснять на сколько текучка вредна.
Итак, теперь сама вакансия:
По итогу такой вакансии я получаю четыре сорта писем.
Первый, самый странный сорт, когда человек не имеет никакого отношения к дизайну. Чаще всего его последнее и предпоследнее и, вообще,
основное место работы — бариста или страховой агент. И живёт за тридевять земель. И желаемый уровень дохода — в стописят тыщ раз выше, чем я могу предложить. Это очень странная публика. Для эксперимента я даже звал парочку, чтобы прикинуть — что не так с ними. Но они молчаливы
и недоступны. Приглашения игнорируют.
Второй сорт — стандартный. Да, человек имеет отношение к дизайну. Имеет опыт работы. Но, видимо, люди сильно заняты и им некогда читать вакансию. Когда ты приглашаешь такого, то часто он присылает отказ, например такой: «вы очень далеко находитесь, я не смогу ездить». Ясно, что теперь он прочитал вакансию. Скорее всего люди веерно делают рассылку и не вникают в суть. Они никогда не утруждают себя сопроводительным письмом. Или это письмо стандартное — что ещё хуже. Некоторые из этой публики даже выражают готовность поработать, если приезжают. Но я всегда отказываю — потому что человек не удосужился почитать мой текст, который я составил с такой большой любовью и нежностью, с такими изумительными подробностями, на который я потратил столько времени, чтобы максимально исключить недопонимания и обманутые ожидания. А человек мало того, что не может написать мне парочку добрых строк сопроводительного письма, так он и вовсе не читал мой текст. Что мне с ним потом делать? вижу такое и ругаться хочется
Третий сорт — восторженный. Люди пишут приятные комплименты. Восхищаются. Сообщают, что они всю жизнь мечтали бы работать у меня. Я их зову, и они не приходят. Никогда. В итоге, чем больше восклицательных
знаков, тем меньше вероятность того, что соискатель придёт. естественно, не приехала
Четвёртый сорт — неадекватный. Это наиболее яркие резюме. начало переписки
ну и конец
В заключение всего, я бы дал три добрых совета соискателям на роль дизайнера:
1. Если вы стремитесь на такую роль, то не надо писать в перечне ПО, которым вы виртуозно владеете названия всех программ о существовании которых знаете. Универсальный специалист, который утверждает, что одинаково прекрасно работает как в Corel DRAW, так и в Adobe Illustrator и с десяток других скорее всего не умеет нормально работать ни в чём. Потому что по функционалу это одинаковые могучие программы и нет никакого смысла метаться от одного к другому. Поломать голову можно будет, потому что интерфейс-то отличается. Профессионал работает в каком-то одном, наиболее удобном ему сервисе. И делает свою работу отлично.
2. Если вы видите у работодателя в требованиях аналогичный перечень знать все существующие на свете программы посвящённые графике, то, скорее всего, у вас будет очень дурацкий тормозящий компьютер, куча посторонних обязанностей и с вас три шкуры спустят. В этом тоже нет никакого смысла — требовать знать всё. Или, как в моём случае, надо хорошо знать что-то конкретное. Или, как в чьем-то чужом случае, нанимателю не должно быть никакой разницы, в чём вы будете работать.
3. Если вы на столько оттаяны и безрассудны и решили-таки окунуться в этот яркий мир мрака, горя и уныния, решили стать дизайнером, то читайте вакансии и пишите короткие сопроводительные письма. Просто, честно, скромно и по делу.
Влад Парголовский, печатник.
Подписывайтесь на наш ВК и Инстаграм , где вы от души посмеетесь.