Главное Авторские колонки Вакансии Образование
268 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Бизнес по франшизе

Что выгоднее начинающему предпринимателю: создать свой собственный бизнес с нуля или решить развивать готовый бизнес по франшизе? Перед тем, как вложить средства в собственный бизнес стоит тщательно изучить возможности франшизы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что такое франшиза?

Франшиза — это готовая бизнес-модель, подразумевающая тесное и продолжительное сотрудничество между двумя сторонами, которые являются финансово и юридически обособленными единицами (Франчайзер и Франчайзи). Бизнес по франшизе дает возможность вести бизнес под раскрученным брендом владельца, заплатив первоначальный взнос и делая регулярные отчисления.

Многие страхи потенциальных франчайзи рождаются от наличия обязательных платежей по договору, от понимания, что бизнес изначально принадлежит не им, а также от того, что возможно легче было бы потратить те же средства на запуск собственного дела под своим брендом. Так ли это?

Преимущества бизнеса по франшизе

Созданный бренд. Франшиза — уже существующий узнаваемый бренд. Франчайзи, как правило, не приходится вкладываться в рекламу, нарабатывать себе имидж, так как поддержкой узнаваемости занимается франчайзер. Появление и расширение клиентской базы на начальном этапе происходит проще и быстрее.

Проверенная бизнес-модель. Все риски и возможные ошибки уже учтены при создании бизнеса: вы вступаете в бизнес, который прошел этап становления. Использование многократно отработанных технологий позволяет избежать большинства ошибок предпринимателей-новичков и сразу направить все силы на развитие бизнеса.

Уникальная технология, ноу-хау. Возможно, что у самого предпринимателя нет собственных уникальных бизнес-идей. А продукт франшизы свой успех на рынке уже зарекомендовал. У предпринимателя есть возможность оценить рентабельность бренда и перспективность выбранной ниши, а также стать держателем уникальных разработок.

Скорость развития бизнеса. Развить бизнес по франшизе гораздо быстрее, чем когда пришлось бы начинать с нуля (при самостоятельном развитии это может занять до 5 лет).

Поддержка франчайзера. Вместе с франшизой вы получаете сильного опытного партнера в лице владельца, который прошел заранее все стартовые этапы бизнеса и теперь готов вас направлять. Владелец бизнеса заинтересован в успехе франчайзи, поэтому оказывает централизованную поддержку по всем направлениям. Например, затраты управляющей компании Умная Среда на продвижение, разработку новых видов продукции, на совершенствование оборудования в 10 раз больше, чем смог бы себе позволить начинающий предприниматель в своем регионе.


Готовые инструкции развития бизнеса. Владелец бизнеса заинтересован в вашем успехе, поэтому оказывает сопровождение по всем направлениям (юридическое сопровождение, маркетинг, помощь в ведении бухгалтерии). По статистике 86% компаний, открытых по франшизе, преодолевают 3-х летний срок и становятся успешными.

Выбор франшизы

К выбору франшизы, безусловно, стоит отнестись серьезно. В первую очередь необходимо проанализировать перспективы ниши, в которой она развивается. Например, ниша производства изделий из переработанного материала на рынке пока практически свободна. В России она развита всего лишь на 3%, в то время как в Японии на 95%, в Канаде на 34%. Это значит, что перспективы бизнеса, совмещающего в себе переработку вторсырья и благоустройство территорий будет только развиваться. Дешевое сырье, востребованная продукция и растущий тренд на решение проблем экологии открывают огромные перспективы. Кроме того, это социально значимое направление. В сегодняшних реалиях стоит особое обратить внимание на устойчивость и востребованность бизнеса в том числе в кризис. Например, средства на строительство и благоустройство городов выделяются даже в кризис.


Также высок риск попасть на франшизу-однодневку. За громкими обещаниями успеха и прибыли стоит отсутствие всякого опыта в сфере бизнеса, не проводился анализ потенциальной аудитории, сам франчайзер еще даже не вышел на окупаемость. Создан бренд, успех и востребованность которого не подтверждена результатами, а после выплаты паушального взноса франчайзи рискует остаться наедине с бизнесом без всякой поддержки, или франчайзер вовсе может объявить себя банкротом.

Не стоит недооценивать важность наличия у франчайзера права на интеллектуальную собственность. Этот вопрос часто остается незамеченным. Даже работающая по франшизе долго и успешно сеть, приносящая стабильный доход, без права на интеллектуальную собственность у владельцев может принести много неприятностей. В таком случае франчайзи рискует в раз лишиться бизнеса, да еще и получить повестку в суд за использование чужой интеллектуальной собственностью от того, кто быстрее успел озаботиться оформлением подобных документов и присвоил ее себе.

При выборе франшизы также важно обращать внимание на анализ рынка в других регионах. Бывает так, что компания владельца бизнеса прекрасно работает и приносит доход. Но по франшизе в другом регионе наблюдается совсем другая картина: прибыль минимальная, окупаемость далеко, хотя выполняются все инструкции. Очень важно провести анализ покупательской способности и конкурентной среды в другом регионе еще до подписания договора.

Очень часто в погоне за быстрым заработком франшиза упаковывается совершенно некачественно: предложение проработано поверхностно, отсутствует система взаимодействия с франчайзи. В таких случаях после заключения договора и оплаты паушального взноса франчайзер не знает, что делать дальше. Такое партнерство всегда чревато падением репутации франчайзера и часто судебными исками.

Ошибки франчайзи

Со стороны начинающих франчайзи тоже часто допускаются ошибки, которые сказываются как на их собственных результатах, так и на показателях сети (или компании в целом).

  1. Зачастую многие приходят во франчайзинг с опытом предпринимательства, который, безусловно, полезен, но иногда играет и отрицательную роль. Во франчайзинге ошибочно ставить собственный опыт выше профессиональных советов команды франчайзера. Только синергия усилий с обеих сторон и умение слушать приводит к положительному результату. Покупатель франшизы получает право использовать бизнес-модель компании, поэтому на первых порах он должен быть морально готов принять позицию хорошего ученика, который собирает максимум информации для развития бизнеса.
  2. Обратная проблема: уверенность франчайзи в том, что франчайзер все сделает за него. Не стоит забывать, что покупка франшизы — это приобретение готовой модели, готовых решений, но никак не готового результата. Это полноценный бизнес, в который надо вкладывать максимум ресурсов. Франчайзер лишь обучает и направляет, основная работа по развитию лежит на франчайзи. От того, насколько точно он будет следовать инструкциям, зависит результат.
  3. Третья, самая распространенная ошибка, как раз касается несоблюдений правил и инструкций, полученных от франчайзера. Отклонение от рекомендаций в ведении бизнеса по франшизе может привести к неожиданно печальным результатам: проверенная схема становится непроверенной и с большой вероятностью перестает действовать. Покупать франшизу стоит тогда, когда вы готовы следовать условиям управляющей компании.
  4. Нарушение договорных условий. Порой регулярные платежи, прописанные в договоре, выплачиваются франчайзи неохотно, особенно, когда они еще не вышли на окупаемость. Случается так, что франчайзи начинает игнорировать ежемесячные платежи роялти, которые оговаривались в договоре изначально. Это всегда ведет к ухудшению отношений и часто к судам, что отнимает время и деньги у обеих сторон.

Критерии выбора франчайзи Умная SREDA

Безусловно, для некоторых владельцев бизнеса первоначальная цель во франшизе — как можно быстрее масштабироваться и выйти на регулярный высокий доход. Во франшизе Умная Sreda мы очень избирательны в выборе потенциальных франчайзи. Для нас это прежде всего надежное партнерство. Мы уверены, что максимальная вовлеченность в бизнес, а следовательно, и результат, возможны только когда дела ведет человек, разделяет миссию и ценности компании. Мы заинтересованы в качественной работе предприятий на местах, а также культуре, которую мы транслируем. Даже при наличии стартового капитала и предпринимательской базы далеко не с каждым желающим мы заключаем договор. Для нас очень важны человеческие качества и единство ценностей, так как развитие нашей сети по франшизе — это серьезный путь, в который мы идем только с надежными и похожими на нас людьми.

Выбирая модель для развития бизнеса, безусловно, каждый определяет для себя свой путь. Мы разобрали очевидные преимущества франшизы относительно собственного бизнеса. Если грамотно воспользоваться рекомендациями в выборе ниши, анализа предлагаемых на рынке франшиз и взвесить свою готовность к такого рода партнерству, то можно стать партнером перспективного бизнеса, который будет стремительно развиваться и приносить приличный доход.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.