Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
411 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Подводные камни в товарном бизнесе на маркетплейсах

О том, что за продажами на маркетплейсах будущее, мы уже говорили. И о том, что сейчас самое время начинать работу здесь, тоже многие знают.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

А вот некоторые нюансы таких сервисов остаются для продавцов загадкой вплоть до тех пор, пока не становятся причинами серьезных проблем. Чтобы вашему торговому бизнесу ничего не угрожало, следует заранее изучить все подводные камни в работе с маркетплейсами.


Высокие комиссии

Первый и самый главный «подводный камень» маркетплейсов — огромные комиссии. Например, Ozon берет с продавцов до 15% с продаж (8% за не встраиваемую технику, 11% за одежду и обувь и т.д.). Такой же максимум характерен для Вайлдберриз (5% за косметику и электронику, 12% за бытовую технику, 15% за одежду и украшения). Но и тут есть свои нюансы. Например, в случае с Wildberries можно существенно сэкономить. Так, продавцы, которые продают со своего склада, платят максимум 12% с продаж. А те, кто используют склад маркетплейса, оплачивают до 15%.

Совет: изучайте условия разных площадок, постоянно следите за изменениями комиссии (они могут быть установлены в одностороннем порядке).

Вынужденное участие в акциях

Если вы обратили внимание, на всех маркетплейсах постоянно проводятся акции. И такое снижение цен — не совсем прихоть продавцов. Это одно из требований торговой площадки. Регулярно проводя акции, маркетплейсы привлекают новые потоки покупателей. Как результат — продажи растут, прибыль с комиссии тоже увеличивается.

Для продавцов же такие акции достаточно двоякие. С одной стороны, они позволяют увеличить продажи (все покупатели любят скидки). С другой — приходится уменьшать стоимость, из-за чего итоговая прибыль становится меньше.

Конечно, принимать участие в акциях маркетплейсов не обязательно. Но отказ от них может привести к ухудшению позиций товаров на сайте. Проще говоря — ваши карточки будут видеть меньше пользователей.

Совет: изначально формируйте цену таким образом, чтобы вы могли снизить ее за счет скидки, но без серьезного ущерба для своей прибыли.

Покупатели становятся привередливее

Когда маркетплейсы только начинали развиваться в России, там можно было продавать что угодно. Хоть дешевую паленку из Китая, хоть премиальные драгоценности.

Сегодня покупатели достаточно привередливы в плане выбора товаров. Если говорить об одежде, то первоочередный спрос характерен для тех вещей, которые:

  1. Представлены в широкой размерной сетке;
  2. Отличаются трендовым дизайном;
  3. Выполнены из натуральных или полунатуральных тканей.

А вот цена сегодня не является решающим фактором. Если пользователь найдет качественный и оригинальный товар, он его купит даже по более дорогой (в сравнении с обычными бутиками) цене. Поэтому продавцам следует обращать первоочередное внимание на три характеристики своего ассортимента: полнота, качество и соответствие трендам.

Совет: изучите мою базу поставщиков из Турции (в Телеграм), там представлены фабрики, продукция которых уже пользуется спросом на российских маркетплейсах.

Нечестная конкуренция

Конкуренция на маркетплейсах огромная. И далеко не все компании справляются с ней честно. Многие прибегают к «черным» методам борьбы с конкурентами. Например, продавцы могут:

  1. Намеренно выкупать товары своих конкурентов, портить их (например, испачкать футболку) и делать возврат. Как результат — рано или поздно испорченный товар попадает в руки реального покупателя, который, естественно, оставляет негативный отзыв о магазине.
  2. Портить SERM. Ухудшить репутацию в интернете несложно — достаточно просто заказать партию негативных отзывов. Увы, многие продавцы прибегают к такому методу устранения конкурентов.
  3. Писать жалобы. Здесь все работает наподобие с отзывами: продавцы могут заказывать жалобы на своего конкурента через те же биржи фриланса.

Конечно, не все компании ведут грязный бизнес. Большинство продавцов все же придерживаются честной конкуренции. Но быть готовым к возможным пакостям — нужно.

Совет: продавайте качественный товар и поощряйте покупателей за положительные отзывы, тогда последние перекроют негатив, который может быть заказным.

Изменение договора в одностороннем порядке

Некоторые маркетплейсы еще в договоре прописывают возможность одностороннего внесения изменений в него. А это значит, что торговая площадка может без участия продавца изменить условия сотрудничества. Причем часто об изменениях даже не приходят персональные уведомления. Просто на сайте появляется новость о том, что правила сотрудничества изменены. У продавца есть два пути: смириться с новыми изменениями или уйти на другой сервис.

Совет: постоянно следите за новостями и рассылками маркетплейса, чтобы не упустить ничего важного.

Маркетинговое сопровождение магазина

В целом, для старта продаж на маркетплейсе достаточно одной фотографии товара. Но этого мало для получения высокой прибыли. Даже продажи через торговые площадки нуждаются в маркетинге. Например, здесь необходимо:

  1. Создавать оригинальные и корректные фото-карточки товаров;
  2. Писать полезные и seo-оптимизированные тексты для продвижения товара в поисковиках;
  3. Постоянно повышать собственный рейтинг, чтобы улучшать позиции продукции в выдаче маркетплейса.

Для охвата максимальной аудитории можно использовать рекламу на самом маркетплейсе или закупать внешнюю рекламу на других сервисах.

Совет: сразу корректно оформляйте карточку товара, работайте над своим рейтингом и не игнорируйте помощь маркетологов.

Еще парочка нюансов...

Кроме основных «подводных камней» маркетплейсов, к другим нюансам работы с ними можно отнести то, что тут:

  1. Продавцы часто копируют карточки друг друга, из-за чего каталог переполнен одинаковыми товарами;
  2. Нет возможности работы с покупателями, сбора базы данных, отправки e-mail рассылки и т.д.;
  3. Не исключены потери товаров на складе или при транспортировке;
  4. Строгие требования к упаковке и маркировке товаров;
  5. Отсутствует информация о клиентах, поэтому нельзя проанализировать покупателя.

Но даже такие недостатки ничуть не останавливают предпринимателей. На одном лишь Wildberries число продавцов в 2022 году превысило отметку в 1 млн человек. Почему так происходит? Все просто — продавать на маркетплейсах действительно выгодно. К тому же у таких сервисов немало плюсов и отличные перспективы развития, которые я уже разбирал в своем блоге. Так что подписывайтесь на него, чтобы оставаться в курсе всех нюансов по товарному бизнесу.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.