Главное Авторские колонки Вакансии Образование
7 309 15 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Методичка по SMM. Глава 1: Разбираемся в теории

Для того, чтобы говорить об основах, нужно определиться, на каком языке это делать. Потому что даже так называемые «профессионалы» трактуют одни и те же термины по-разному. А это ни к чему, кроме путаницы, привести не может.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что такое маркетинг

Говоря об SMM, логичнее всего начать с «маркетинга». Сразу хвататься за чужие термины не будем, а разберёмся, как работает любой бизнес. Если упрощённо, то предприниматель определяет потребность на рынке, после чего создаёт и пытается продать продукт, который эту потребность может удовлетворить. Дальше, независимо от того, хорошо или плохо идут продажи, предприниматель возвращается к п. 1, потому что рынок не стоит на месте. И этот цикл бесконечен.

b_5979e30b6df27.jpg

По логике, маркетинг на этой схеме находится в районе продаж. То есть всё, что помогает нам продавать как можно больше, чаще и дороже и есть маркетинг.

Представьте, что есть компания, которая делает тарелки. Она размещает рекламу, выступает спонсором на каких-нибудь мероприятиях, обучает своих продавцов и так далее. Это маркетинг? Однозначно.

В один момент компания проводит исследование и узнаёт, что клиентам не очень нравится дизайн их тарелок. А может даже компания понимает, что людям вообще не нужны тарелки, зато нужны ложки. Она вносит изменения в основной продукт и параллельно перестраивает производство — всё для того, чтобы продавать больше, чаще и дороже.

Вышеописанная ситуация — тоже маркетинг? Исходя из определения, да. Но чем тогда маркетинг принципиально отличается от бизнеса? Ответ простой — ответственностью: предприниматель её несёт, а маркетолог — нет. Хотя маркетингом в той или иной мере занимаются все в компании.

Что такое продвижение

С одним разобрались. Разберёмся с «продвижением». Кто из вас, никуда не подглядывая, может дать точное и понятное остальным определение? Я лично не могу. Поэтому оттолкнёмся от труда Филиппа Котлера «Основы маркетинга», в котором он вводит концепцию 4P: product, price, place, promotion. Если перевести и немного раскрыть, то получится следующая схема:

b_5979e302c9a5a.jpg

Для тех, кто не понимает, объясняю. Это всё составляющие маркетинга, которые влияют на продажи: крутой продукт (товар, услуга), его стоимость, месторасположение и оформление точки продаж (сюда же входит сайт), персонал, акции, информация об этом всём и т. д.

Я обо всём этом тезисно думаю следующее:

  • Есть только две P, а вернее «Пэ»: продукт и продвижение. Всё остальное относится либо туда, либо туда.
  • Стимулирование продаж — какой-то сложный термин. Давайте просто назовём это «акции» и всё. Это и «2 по цене 1», и скидки именниками и «литые диски в подарок», и т. п.
  • Про то, чем отличаются реклама и PR, сказано уже очень много, причём по делу. Но мне, если честно, без разницы. Это всё — коммуникации. А за деньги они или бесплатно, быстрый или отложенный эффект — неважно.
  • «Продвижению» я даже после схемы Котлера не могу дать точного и простого определения. Понятием этим пользуюсь, но для схемы разделяю его на «акции» и «коммуникации».

В итоге вот как выглядят три главных рычага, с помощью которых мы продаём как можно больше, чаще и дороже:

b_5979e39066850.jpg

Так вот успех маркетинга в малом бизнесе более чем на 50% зависит от продукта, за который отвечает предприниматель. Это значит, что если продукт г*вно, то никакая акция и реклама его не спасёт. Акции тоже зачастую разрабатываются вместе с предпринимателем, поэтому побочный вывод такой: маркетологами мы как правило называем людей, которые занимаются продвижением или даже только коммуникациями (специалисты по PR и рекламе).

Что такое SMM

Как только не насилуют это понятие: и «SMM-маркетинг», и «маркетинг в SMM», и «продвижение в SMM», и даже «продвижение соцсетей». Мне интересно, что эти умники могут рассказать о бизнесе клиента, если они про себя так криво рассказывают:

b_5979e2c3dff6d.jpg

Видимо, авторы имели в виду social media marketing marketing.

Но после того, что мы обсудили выше, разобраться вам не составит труда. На всякий случай напомню аббревиатуру — social media marketing, т. е. маркетинг в социальных сетях. Опустим дискуссию о том, что нет никакого интернет- или ещё какого-либо вида маркетинга, а есть просто маркетинг и каналы коммуникации. Так-то всё верно, но из песни слов уже не выкинешь: есть и SMM, и интернет-маркетинг, и событийный маркетинг и т. п. Главное — понимать, что имеются в виду коммуникации через такой-то канал.

Поэтому если обобщённо и упрощённо, то SMM — это донесение информации о продукте, компании через социальные сети. Если чуть сложнее, то это общение с аудиторией на удобной ей площадке и понятном ей языке.

На этом, мы, пожалуй, закончим первую главу методички, хотя изначально я планировал засунуть сюда ещё и список основных терминов вроде KPI, лид и т. д. Просто есть подозрения, что сразу его полноценным не сделаешь, поэтому лучше буду в каждой следующей статье давать по мере надобности.

Выводы

  • Маркетинг — всё, что помогает продавать как можно чаще, больше и дороже. Бизнес по сути — и есть маркетинг. Разница только в том, что маркетолог ничем не рискует, а предприниматель отвечает за всё.
  • Продавать нам помогают всего две вещи: продукт и продвижение. Всё остальное так или иначе относится к одной из этих составляющих. К продвижению относятся акции и коммуникации.
  • Успех маркетинга больше, чем на 50% зависит от продукта, за который отвечает предприниматель. Если продукт г*вно, то никакая акция и реклама ситуацию не спасёт.
  • Маркетологами мы как правило называем людей, которые занимаются продвижением или даже только коммуникациями.
  • SMM — это донесение информации о продукте, компании через социальные сети. Если чуть сложнее, то это общение с аудиторией на удобной ей площадке и понятном ей языке.

Методичка по SMM — цикл статей по самостоятельному продвижению в соцсетях. Он состоит из двух частей: основы маркетинга и специфика соцсетей. Методичка написана простым языком и адресована новичкам: предпринимателям и нашим коллегам.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Эрдни-Горяев Санал
Друзья несовместимые понятно для чего написанная данная статья? вы продаете обучение или вы агентство?
Ответить
«Восток-1»
SMM-агентство из Уфы
Антон Горбик
Мы агентство из Уфы. Причин написания две:
1. Приходит множество банальных запросов от людей, которые уже начали или планируют продвижение, но у них или нет опыта, или результата. Это как запросы о помощи, так и о работе. Чтобы по 10 раз не объяснять одно и то же, чтобы побудить взвешенно подходить к продвижению, помочь понять, что им реально нужно и что они реально делают.

2. Низкий профессиональный уровень коллег, которые зачастую вводят заказчиков из п. 1 в заблуждение. А может благодаря именно таким коллегам заказчики и становятся как в п. 1: с неадекватными требованиями или вообще без них. Чтобы ввести какие-то единые элементарные стандарты, от которых можно отталкиваться, на которые ссылаться.
Ответить
Max Ratnikov
Мой опыт говорит, что в каждой стране свое понимание что такое СММ.
Ответить
«Восток-1»
SMM-агентство из Уфы
Антон Горбик
Возможно. Зато здравый смысл всегда один) Я за то, чтобы им пользоваться и идти от простого к сложному.
Ответить
Max Ratnikov
Как-то ознакомился с курсом СММ в Yale School of Management за 2012 год. Тогда они не разграничивали СММ в Фейсбуке и в гугле так как аудитория на тот момент была такова, что она использовала разные технологические решения, которые сейчас не так актуальны в США. Потому они действительно называли «маркетинг в SMM». Вообще разница в трактовках это последствия в том, что дерут идеи из разных стран. Например если вы видите термин "digital marketing" то скорей всего методички драли из Англии . «Продвижение соцсетей» также вполне логично если один бренд продвигается сразу в нескольких социальных сетях. Это нормально.
Ответить
«Восток-1»
SMM-агентство из Уфы
Антон Горбик
Интересно) О том, что откуда пришло, спорить не буду. Но как сын филолога и копирайтер считаю, что «SMM маркетинг» — это всё-таки «масло масляное»)
Ответить
Max Ratnikov
Мне также много что раздражает) но потребитель диктует свое
Ответить
Emin 75560
SMM маркетинг помогает движению сарафанного радио, но продвигает не агрессивно. Преимущество данного вида маркетинга рекламироваться в режиме реального времени. А вообще реклама должна одновременно быть везде. Кстати вот один интересный проект http://amalgoo.com/
Ответить
«Восток-1»
SMM-агентство из Уфы
Антон Горбик
Как вы умудрились допустить столько ошибок и клише в одном комментарии, если только что прочитали статью?)
Ответить
Максим Мирошник
Без комплексного подхода нельзя - это правда
Ответить
Блог о маркетинге
Разделы блога: маркетинг услуг, конкуренция, управление, инструменты маркетолога
Комиссаров Константин
На мой взгляд, это не методика, а "винегрет" понятий.
Ответить
«Восток-1»
SMM-агентство из Уфы
Антон Горбик
Это не методика, а первая глава методички для предпринимателей о базовых терминах.
Ответить
Блог о маркетинге
Разделы блога: маркетинг услуг, конкуренция, управление, инструменты маркетолога
Комиссаров Константин
Название говорит само за себя. Кроме того, Вы выхолащиваете понятие маркетинг-микс своим заявлением о том, что есть только две "P". Это в корне не верно. Посмотрите, как во времени происходила эволюция маркетинга!
Понятие "Продвижение" вы через чур упростили и свели только к акциям и коммуникациям. Есть путаница между целями, методами и задачами.
Ответить
«Восток-1»
SMM-агентство из Уфы
Антон Горбик
Эта статья написана для заказчиков и коллег из регионов, у которых и таких знаний нет. Усложнить, углубить знания они смогут сами.
Ответить
Bella 77521
Спасибо за "введение в тему" ) Такие статьи очень нужны тем, кто только осваивается в smm. Сейчас, конечно, материалов немало на эту тему, но значительная часть из них - достаточно сложны для понимания новичками. Нужно что-то в виде "базы", а вы её как раз и дали ) Вот еще тоже наподобие этого видела статью, если интересно https://socialair.ru/articles/classic/ Думаю, тоже многим пригодится
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.