Что не так с сегментацией целевой аудитории и как её сделать в контекстной рекламе
Описывать и сегментировать целевую аудиторию необходимо, спору нет. Но когда дело доходит до практического применения этих данных, легко ошибиться. Как совместить портреты ЦА с ключевыми запросами в Яндекс.Директе и Google Ads (и нужно ли вообще это делать) – в данной статье.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Команда Yagla ведет отличный Телеграм канал, где публикует мнения экспертов и авторские лонгриды о бизнесе и маркетинге. На Спарке мы публикуем только малую часть из этого. Обязательно подпишитесь по ссылке https://t.me/yagla
Что не так с портретами ЦА
Люди воспринимают то, что «про них», а не «про всех». Ради этого мы и делаем сегментацию. Причем не просто сегментацию, а с персонализацией, попаданием в потребность по всей связке. От ключевых фраз / таргетингов и до посадочной страницы с помощью подмены контента.
Вот тут-то и возникает непредвиденная проблема. Как совместить так называемые портреты ЦА (описания представителей основных сегментов с социально-демографическими данными, психологией и критериями выбора) и поисковые запросы — то, как они ищут тот или иной продукт в Яндексе / Гугле.
Соль в том, что запросы эти очень часто совпадают. Особенно в товарах / услугах массового спроса.
Возьмем для примера стройматериалы.
Запросы типа «Купить ламинат + гео» вводят и мужчины, и женщины, и те, кто занимается ремонтом самостоятельно, и прорабы наемных бригад.
Как понять, ху из ху? Практически невозможно. И так в куче ниш. В автосервисе, установке пластиковых окон, грузоперевозках и так далее.
Даже там, где есть явные отличия в назначении, области применения продукта, всё равно часть фраз будет совпадать. Наиболее частотных, к слову.
У курсов английского языка, например, будут четкие формулировки вида «Деловой английский», «Разговорный английский», «Английский подготовка к ЕГЭ» — по ним мы понимаем, кто эти люди. И будут ВЧ фразы вида «Курсы английского языка + гео», которые приносят больше всего трафика, и по которым совершенно непонятно, кто за ними стоит.
Какое-то время назад мы в Yagla пытались строить гипотезы, проводили опросы клиентской базы в проектах — обзванивали тех, кто купил и спрашивали, по каким запросам они вышли на конкретную компанию.
Это давало результат с очень большой долей погрешности. Часть людей не помнила своих запросов (что нормально), часть покупала после нескольких касаний, среди которых были и другие источники трафика (соцсети, Авито и т.д.).
Наконец, верифицировать полученную информацию не представлялось возможным, только поверить на слово. Я говорю не об аналитике ключевых фраз вообще, а именно об их привязке к сегментам ЦА.
Что ж, теперь не описывать целевую аудиторию? Нет, я не призываю от этого отказаться. Ни в коем случае.
Речь о портретах (они же персонажи). Пока нет объективного инструмента их создания, а это риск наплодить «коней в вакууме» вместо реальных групп потребителей продукта. Тем более не делайте этого по формальным критериям типа пола, возраста, семейного положения и социального статуса.
Персонажи «Мария, домохозяйка» / «Павел Петрович, глава семейства, владелец бизнеса» в 99% случаев нежизнеспособны. Это как литературные герои, имеющего мало общего с вашими клиентами.
Как сегментировать аудиторию без портретов
Посмотрите отчеты в Яндекс.Метрике, кто у вас чаще заходит на сайт. Посмотрите данные CRM, если собираете там данные по социально-демографическим параметрам. Возьмите на заметку эту информацию при составлении УТП в объявлениях и на сайте. Вот где это действительно пригодится.
Например, в одном из проектов по продаже пластиковых окон мы обнаружили, что 65% заказчиков это женщины, хозяйки дома. Под запросы «Установка / Монтаж окон» добавили в заголовок фразу «сделаем чистовую уборку после установки». Фишка очень классно сработала, конверсия в заяку выросла, ибо попали в потребность.
Соц.-дем. факторы больше «в кассу» для рекламы в сетях, где мы не знаем запросов, а ставим гипотезы исходя из таргетингов (интересов, пола, возраста, географии). То есть отталкиваемся от вопроса КТО наши потенциальные клиенты. Зачем им может понадобиться наш продукт, на каких условиях они могли бы им заинтересоваться. Так называемый «холодный» спрос.
В рекламе на поиске не так. Мы отталкиваемся от запросов. От того, ЧТО хочет наша аудитория. Это «горячий» спрос и здесь описание целевой аудитории можно свести к набору факторов принятия решения в целом, без разбивки на сегменты.
Всё это размещаем в Карту ценности, где на каждый фактор вписываем свойства и выгоды. Условия, предоставляемые вашей компаний по каждому фактору и то же самое на языке выгод, что получает клиент.
Толковая статья с хорошими примерами и полезными таблицами. Рекомендуем взять на заметку. Мы тоже сегментируем пользователей. Это позволяет создать качественное УТП и сделать эффективный ретергетинг.