редакции Выбор
Лонгрид: как давать обратную связь клиентам, сотрудникам и начальству
Зачем давать обратную связь
Обратная связь даёт дополнительную информацию и помогает лучше понять друг друга, чтобы избежать сюрпризов и неожиданностей. Без неё всё разваливается.
Думали, что сотрудник вас понял, но сделал не то и придётся переделывать. Хотели написать клиенту завтра, а он спрашивает ответ уже сегодня и получился конфликт. Оставили заявку на сайте и ждёте подтверждения, а письмо попало в спам и мама не получит подарок на Новый год.
Обратная связь — это любая реакция на событие или действие. Она присутствует везде: нажали кнопку — услышали характерный щелчок, нарушили правила — получили штраф, подвели клиента — потеряли его лояльность, обидели кошку — нашли сюрприз в тапках. Ответ на вопрос — тоже пример обратной связи. Задали вопрос, получили нужную информацию, уточняющий вопрос или грубость в ответ. Любой из вариантов — обратная связь, с которой можно работать. В статье рассматриваем работу с клиентами, подчинёнными и руководством.
Принципы: какой должна быть обратная связь
Обратная связь — это инструмент в руках исполнителя и руководителя. Если неправильно пользоваться инструментом, в лучшем случае ничего не изменится, но можно и навредить. Поэтому прежде чем давать и принимать обратную связь, посмотрите принципы работы с ней. Польза В основе обратной связи лежит цель — что нужно улучшить. Все участники должны понимать её одинаково. Без цели вы потратите время впустую.
Клиент оставил заявку — покажите, что запрос дошёл и его обработают.
Конкретность
Диалога не получится, если участники чего-то не понимают или информация не проверена. Поэтому обратная связь должна быть понятной и точной.
Клиент задал простой вопрос, а менеджер отвечает техническими терминами и принципиальными схемами — информация точная, но диалога не получится.
Продуктивность
Мало понимать цель, нужно стремиться к ней и убрать отвлекающие, контрпродуктивные факторы. Их два: переход на личности и эмоции.
Нет: ты плохой сотрудникДа: ты ошибся тут и тут, потому что…
Нет: вы меня не цените, я ухожу!Да: Пётр Сергеевич, хочу обсудить с вами мою зарплату. В последнее время я много…
Нет: такс, Иванов, ко мне в кабинет сейчас же!Да: Иван Никонорыч, зайдите ко мне, пожалуйста.
Нет: вас много, а я одна!Да: извините, у нас не хватает сотрудников и я не успеваю. Чтобы…
Своевременность
Если поторопиться или опоздать с обратной связью, можно её обесценить. Нет общего правила, когда давать её — зависит от ситуации, может быть постоянно, моментально, заранее или позднее.
- На светофоре отсчёт времени до зелёного сигнала нужен постоянно.
- Если запускаете программу на смартфоне — она должна открыться моментально.
- Заранее объясните ребёнку, что воровать — плохо, в 30 лет будет поздно.
- Не торопитесь наказывать сотрудника — нужно разобраться в ситуации, проверить факты и дождаться, когда останетесь наедине.
Регулярность
Обратная связь не работает, если заниматься ей время от времени. Чтобы она давала результат, люди должны выработать привычку — получать и давать обратную связь.
Стажёр за обучение сделал десять ошибок, вы обсудили и устранили только две — восемь закрепилось.
Правила обратной связи: 5 главных
Принципы отвечают на вопрос «какой должна быть обратная связь», в этой главе разберём основные правила как давать.
1. Проверяйте информацию
Прежде чем давать обратную связь, проверьте достоверность информации из первоисточника, сверьтесь с фактами, пересчитайте цифры. Доверие сложно заслужить и легко потерять.
2. Контролируйте эмоции
Важно контролировать свои эмоции и не переходить на личности, а также заботиться о том, кому даёте обратную связь. Не наезжайте и не заставляйте других чувствовать себя дураками, в стрессе человек перестаёт воспринимать информацию.
3. Задавайте вопросы
Обратная связь — это диалог, нужно вовлечь собеседника в разговор. Во время разговора постоянно уточняйте: вас ещё понимают, с вами согласны, что думает собеседник. Возможно что-то упустили и нужно вернуться назад.
4. Предлагайте следующий шаг
Помните о цели и что хотите улучшить. Поэтому результат обратной связи — назначение следующего действия или вариантов решения. Если этого не сделать, появляется неопределённость.
5. Резюмируйте
Чтобы у всех было одинаковое понимание, подводите итог: какая была цель, что обсудили, какое следующее действие. Бывает что обсуждали вместе, а поняли по-разному, краткое резюме в конце помогает избежать таких ситуаций.
Теперь потренируемся давать обратную связь на клиенте Жанне, сотруднике Игоре и руководителе Анатолии Борисовиче. Рассмотрим с точки зрения того, кто получает обратную связь: посмотрим, что важно для него, как он мыслит и чего ожидает.
Как давать обратную связь клиентам
У Жанны пропал интернет и она звонит провайдеру. Ей нужно проводить вебинар по похудению, поэтому важно как можно быстрее починить интернет.
2. Контролируйте эмоции
Если роутер всё-таки нужно перезагрузить, специалист должен терпеливо и подробно объяснить, как это сделать. Возможно, придётся много раз повторить одно и то же — не стоит раздражаться. Жанна знает всё о похудении и не должна знать ничего о витой паре, широковещательных DHCP-запросах и версии прошивки роутера.⠀
⠀
3. Задавайте вопросы
В процессе нужно объяснять свои действия и задавать вопросы. Что вы сделали, что Жанна видит перед собой, погасли зелёные лампочки или нет после отключения питания. Это помогает решать проблему последовательно, ничего не пропускать и держать клиента в курсе.
⠀
⠀
⠀
4. Предлагайте следующий шаг
Жанне важно, что её проблема решается и будет решаться дальше. Если специалист не видит сбоев, надо предложить перезагрузку. Если не помогло, предложить вызвать мастера. Если проблему не решить здесь и сейчас, нужно предложить альтернативу: пойти к соседям, в гости или кафе.⠀
⠀
⠀
5. Резюмируйте
В конце разговора специалист должен подвести итог: проговорить что сделали для решения, почему не получилось решить по телефону, напомнить когда придёт мастер и что делать сейчас. Если Жанна всё равно недовольна, упрекнуть специалиста она не сможет — он старался помочь, был полезен и позаботился о ней.
Как давать обратную связь сотрудникам
Дизайнер Игорь сделал макет сайта не по брендбуку, нужно переделывать. Если затянуть, команда не успеет вовремя сдать проект и лишится премии. Руководителю нужно «поговорить» об этом с Игорем.
1. Проверяйте информацию
Перед беседой руководитель должен ещё раз проверить все брендбуки, руководства по стилю и наборы стилей для интерфейса. Выписать наиболее критичные ошибки. Объяснять Игорю нужно на конкретных примерах, иначе убедить будет сложно.
⠀
⠀
⠀
2. Контролируйте эмоции
Игорь — опытный и уважаемый дизайнер, хоть и ошибся. Чтобы не потерять ценного специалиста, нужно заранее подумать о его чувствах. Руководителю следует говорить с ним наедине, неизвестно как он отреагирует, если критиковать при коллегах — может обидеться и уйти в другой отдел или компанию.⠀
⠀
⠀
3. Задавайте вопросы
Задача обратной связи — разобраться в причинах ошибки и устранить их, а не отчитать дизайнера за «халтуру». Если спросить Игоря о причинах, окажется, что он перегружен проектами и не хватает времени всё проверять. Синдром Супермена не позволял сказать об этом раньше.⠀
⠀
⠀
⠀
4. Предлагайте следующий шаг
Чтобы разрешить ситуацию и сдать проект в срок, есть много вариантов: поработать сверхурочно, привлечь ещё одного дизайнера, заказать работу на аутсорсе, отказаться от неприоритетных задач, пересогласовать сроки с клиентом. Руководитель и Игорь должны выбрать подходящее решение и договориться о следующем шаге.⠀
⠀
⠀
5. Резюмируйте
В заключение руководитель должен проговорить обе проблемы — загруженность дизайнера и макет не по брендбуку. Повторить решения по каждой из них и напомнить о следующем шаге — что дизайнеру делать, когда выйдет из кабинета. Так, у Игоря остаётся два варианта: подтвердить договорённости и идти работать или обсудить их заново.
Как давать обратную связь начальству
Директор Анатолий Борисович отменил годовую премию из-за низких показателей компании. Но у одного сотрудника ипотека и недавно родился сын, поэтому он пришёл к директору договориться об исключении.
1. Проверяйте информацию
Анатолий Борисович — опытный бизнесмен, он говорит с сотрудниками на языке цифр и фактов. Поэтому к разговору нужно подготовиться: выбрать подходящее время, поднять показатели отдела и посчитать вклад в прибыль компании, вспомнить переработки и дополнительные задачи.
⠀
⠀
2. Контролируйте эмоции
С директором бесполезно хитрить и не получится давить на жалость ипотекой и ребёнком. Тем более кричать и угрожать уходом из компании. Единственный вариант — продемонстрировать свой профессионализм: держать себя в руках на протяжении всего разговора и общаться на языке Анатолия Борисовича.
⠀
4. Предлагайте следующий шаг
Когда речь идёт о деньгах, Анатолий Борисович не торопится и принимает только взвешенные решения. Сотрудник может помочь ему, предложив свой вариант: съездить на выставку и если всё хорошо — претендовать на премию или должность руководителя. Здесь следующий шаг — участие в выставке.
⠀
⠀
5. Резюмируйте
Подводить итоги должен сотрудник: повторить цель встречи, какие решения были приняты, сроки выполнения и напомнить о следующем шаге. После встречи лучше продублировать итоги письмом или в мессенджере, так договорённости будут где-то зафиксированы. А Анатолий Борисович ещё раз оценит точность и профессионализм сотрудника.
Памятка, как давать обратную связь
Бывает, прочитал статью и хочешь использовать полезный инструмент из неё, но отвлёкся и забыл. Потом теряется ссылка и уже не вспомнить, что там было и как применять инструмент. Чтобы этого не произошло, используйте памятку по обратной связи.
Её можно сохранить на компьютер и установить как обои для рабочего стола. Она поможет выработать привычку давать обратную связь и напомнит о принципах и правилах, когда забудете. Если хотите распечатать памятку и повешать на стену — используйте вертикальный вариант для цветного и чёрно-белого принтера.