1 БЛОК. Оформление сотрудника
На собеседовании кандидат заполняет анкету, в которой есть 2 непривычных для бьюти-мастеров вопроса: «Готовы ли вы выходить дополнительно работать?» и «Что будете делать если придется остаться с клиентам?» Для меня это было важно, так как ответы на такие вопросы дают полное понимание — смогут ли люди работать по моим правилам.
Следующий документ соглашение (на иллюстрации указан в скобках договор), где сотрудники подтверждают, что не будут разглашать конфиденциальную информацию. Это ключевое.
2 БЛОК. Оформление пакета документов
Полным оформлением пакета документов мы занимаемся после стажировки специалиста или в его первый рабочий день. Подписываем инструкцию с должностными обязанностями, договор ГПХ и договор обучения. И здесь важно: что сам по себе договор ГПХ работает только в связке с договором обучения. Когда сотрудник подписывает договор ГПХ (на 3 месяца испытательного срока), я тем самым минимизирую свои риски. Важно, чтобы за 3 месяца у меня выстроились взаимоотношения с сотрудником, и мы подходили друг другу. А то оформлю, начну платить, а он примет решение уйти. Поэтому договор ГПХ должен иметь срок. И он построен так, что сотрудник может осуществлять деятельность по этому договору только после обучения. И сотрудник может работать только тогда, когда он обучен, например, уникальной методике выполнения массажа.
3 БЛОК. Ознакомление с правилами студии
правила внутреннего распорядка В этом блоке те документы, в которых сотрудник может принять участие. У нас с сотрудниками есть собрания, раз в три месяца, когда мы корректируем внутренние правила студии и даем друг другу обратную связь. Таким образом мы создаем комфортные условия для взаимовыгодного сотрудничества.
правила работы с клиентами В этом пункте я прописала запрет обмениваться контактами с клиентами. Для меня это некий рычаг, который позволит мне в случае конфликтной ситуации этим воспользоваться.
Еще заложила сообщать о поступивших предложениях. Такое на моей практике было дважды. Мои конкуренты отправили моих же бывших сотрудников ко мне на обучение, а затем пытались увести клиентов моей компании. Такой пункт стоит добавить, чтобы минимизировать утечку клиентов и обучающей информации.
регламент работы сотрудника Сам по себе договор ГПХ не работает, он работает только в системе. И вот как главный мотиватор для сотрудников — желание оформиться у меня по ГПХ, а потом перейти на работу по трудовому договору. Потому что в моём регламенте описано, что человек получает при договоре ГПХ и что он получает, когда работает по трудовому договору. Есть очень большие плюсы и очень большая выгода для сотрудника быть оформленным.
По договору ГПХ главное — невозможность отследить регулярность выполняемых работы, потому что основной принцип ГПХ является то, что работы по такой схеме не носят регулярный характер. Это можно завуалировать и не прописать. И чтобы минимизировать риск в договоре советую прописать несколько моментов, таких как:
договор является неотъемлемой частью договора ГПХ, один ссылается на другой; расходники за счет заказчика. Это позволяет укрепить свою значимость и дать понять, кто главнее — заказчик или исполнитель, потому что в партнерских отношениях мы равные; соблюдение норм стандарта работы в компании; заложить сумму обучения сотрудника; указать, что организация оказывает услуги в виде обучения; прописать условие договора по обучению ГПХ. Одним из ключевых моментов ГПХ является акт выполненных работ. В них тоже есть нюансы, чтобы обойти риски. Я эти акты сделала еще по другой причине, чтобы минимум денег возвращать клиентам.
Четвертый и пятый блоки стандартные? Да, трудовой и партнерский договоры — стандартные.
Елена, а как убедить сотрудника, что ему выгодно оформиться сначала по ГПХ, а затем по трудовому договору? Убедить работать сотрудника по договору ГПХ сложно, но можно. просто потому что сначала человек должен пройти стажировку, ему должно сильно понравится обучение, коллектив и условия. У него должны загореться глаза, и он должен действительно захотеть работать в моей студии.
Как показывает практика, потенциальные сотрудники знакомятся с документом, а я обязательно даю комментарии по всем пунктам и отвечаю на вопросы кандидатов. Безусловно, большая часть приходящих кандидатов отказываются подписывать, потому что боятся ответственности. Но моя задача — не заставить подписать документ, а вызвать желание кандидата работать именно со мной абсолютно на любых условиях, потому что его зацепил мой подход. Большой плюс, что у меня уже есть такие сотрудники, которые работают по этой системе, и они довольны. Если сотрудника надо убеждать, значит мы делаем что-то не так.
А какова роль юриста в создании такого документооборота? Как решить вопрос, если нет лишнего бюджета? Можно найти договор в интернете и подкорректировать под себя, что я и сделала. В моем случае я обратилась в компанию, которая занимается моей бухгалтерией и там запросила за доп.оплату посмотреть мой договор. Его вычистили, привели в достойный вид, но посоветовали все-таки не работать. Я рискнула. И под предлогом поиска юриста в штат, на уровне переговоров я послушала точки зрения других юристов. И так получилось, что мой договор, который я написала посмотрело точно 5 юристов. И я стала работать по этому договору.
Какой совет вы дадите для владельцев бьюти-бизнеса, которые тоже хотели бы попробовать с сотрудниками по договору ГПХ? С договором ГПХ ваши сотрудники могут обратиться в суд. Поэтому помните об актах выполненных работ. Если сотрудник их не предоставил — значит он никаких работ не выполнял. А значит и трудовых отношений тоже нет. А при увольнении я всегда прошу сотрудника, чтобы он на последней странице договора написал, что у него нет претензий. Ему все выплачено.
И еще одна рекомендация — дружить со своим инспектором, с Роспотребнадзором. Он всегда подскажет, что нужно сделать, чтобы не нарушить закон.