редакции Выбор
Нейросети и общественное мнение: анализируем данные из соцсетей
Получать информацию о том, что аудитории нравится или не нравится, можно по-разному. Например, для сбора статистики по кликам, конверсиям, лидам и другим маркетинговым показателям используют трекеры. Но это все же во многом обезличенная информация, которая не учитывает разные психологические и эмоциональные факторы. К тому же сухие цифры интерпретируют тоже люди, у которых есть свое мнение и некоторая предвзятость. Это мы ведем к тому, что получать подобную информацию из первых рук всегда предпочтительнее.
Чтобы узнать более персональные предпочтения, понять, что пользователи считают плюсом продукта, а что — минусом, можно использовать анализ общественного мнения или Social listening. Этот подход стал популярным благодаря развитию соцсетей, а с помощью ИИ сбор информации стал проще и качественнее. Разбираемся в тонкостях анализа общественного мнения в новом материале.
Анализ общественного мнения — это...
Для эффективной рекламы важно понимать, что говорят люди, когда честно обсуждают продукт. Некоторые снимают онлайн-обзоры, но часто в них пользователи преувеличивают одно из полярных мнений, уходя в крайний негатив или неописуемый восторг. Также люди постят свои отзывы на товар в соцсетях, упоминая бренд. Это облегчает сбор фидбека, но когда такой информации становится много, маркетологам сложнее качественно ее обрабатывать.
Именно это и называется анализом общественного мнения — сбор мнений людей в разных соцсетях на основе упоминаний названия компании. А когда бренд не отмечают, отзывы можно найти по ключевым словам, теме и другим параметрам.
Анализировать общественное мнение нужно для того, чтобы прежде всего находить проблемы и недостатки, которые с точки зрения компании могут быть не очевидны. Такие вещи влияют на репутацию, а значит чем быстрее вы с ними разберетесь, тем лучше.
Кроме того, с помощью анализа общественного мнения можно выходить на новые рынки: вы выявляете предпочтения аудитории для новых продуктов и создаете их.
Таким образом, сведения, полученные путем анализа общественного мнения, могут помочь сократить расходы и увеличить доходы, укрепить позиции на рынке и повысить лояльность потребителей.
Что еще дает анализ общественного мнения?
- Общественное мнение позволяет выявить слабости продукта и улучшить его на основе реальных отзывов, а не домыслов маркетологов
- Если представить новый продукт/услугу существующей аудитории и собрать ее мнение — это отличный прогрев для запуска новинки. А если продукт им понравится — у вас уже есть горячий рынок сбыта.
- Анализ общественного мнения позволяет находить (и заимствовать) интересные идеи, технологии, фишки у конкурентов
У такого подхода есть недостатки:
- Именно в рамках Social listening бренд не может задавать вопросы клиентам напрямую. Он работает только с той информацией, которой люди поделились сами.
- Сейчас почти все зарегистрированы в соцсетях, но при этом активных пользователей, которые делятся своим фидбеком на товары и услуги, не так много. Получается, что меньшинство создает большую часть сообщений, пока остальные молчат. В результате анализ общественного мнения получается не совсем репрезентативным. Например, 10 человек пожаловались на товар и устроили настоящую «охоту на ведьм» для бренда, хотя большинству товар понравился, просто они не стали влезать в спор. Да и в целом люди в соцсетях не так часто обсуждают бренды и какие-то вещи. Когда вы в последний раз писали публично о своем стиральном порошке?
Тем не менее работа с мнениями людей, которые они высказывают в соцсетях, один из способов, позволяющих получать более персональные данные. И благодаря этому можно продвигать продукт более эффективно и при этом без огромных финансовых вложений. Ведь вы сможете сразу нажимать на болевые точки пользователей.
Какие есть форматы анализа общественного мнения?
- Мониторинг упоминаний компании или ее конкурентов (если вы отталкиваетесь от конкурентного анализа, чтобы выделить слабые и сильные стороны)
- Определение типа упоминаний (платный контент, частное объявление, статья в прессе, мнение соискателя или потребителя)
- Аналитика и обработка полученных данных: ручная или автоматизированная (нейросети)
Преимущества ИИ в анализе общественного мнения
Есть еще одна проблема при анализе общественного мнения — большие объемы информации. Поэтому часто для обработки фидбека в соцсетях используют генеративный искусственный интеллект. Он автоматизирует процесс сбора сведений без потери качества и позволяет охватить больше людей из разных групп, чтобы узнать их настоящее мнение о продукте. А более крупная выборка позволяет разделить людей по категориям, например, по демографическим параметрам, что также делает информацию более личной и конкретной.
Вот какие преимущества дает использование ИИ:
1. ИИ помогает использовать информацию, отправленную в «мусор»
Папки с документами, где записаны письменные ответы пользователей на опросы, часто хранятся в архивах ноутбуков, всеми забытые. Маркетологи просто не в силах вычитать их качественно, поэтому предпочитают опросы, где нужно давать оценки по числовой шкале и выбирать один из вариантов. То есть акцент делают на количественные показатели, а не на содержание.
А ведь эти неиспользованные данные «из мусорки» могут быть полезными, если их обработать. И как раз алгоритмы искусственного интеллекта в этом пригодятся. Их можно научить распознавать разговорный язык и даже сленг. Они будут за короткое время сканировать огромные объемы текста, выискивая разные описания чувств и эмоций клиентов.
2. ИИ помогает придумывать вопросы, чтобы копать глубже в фидбеке
Алгоритмы ИИ могут анализировать тексты опросов и ответы и выявлять, какие вопросы больше нравятся людям, а какие вызывают негативную реакцию. В итоге нейросеть сможет разработать вопросы, на которые люди будут развернуто отвечать.
Кроме того, алгоритмы могут разбивать ответы клиентов по разным параметрам в зависимости от того, что волнует и нравится/не нравится людям. Потом перевести эти данные в процентное соотношение, а дальше эти сведения могут использоваться при разработке стратегий по решению этих проблем.