редакции Выбор
SEO-аудит: как сделать самому, если вы не специалист
Чек-листов для самостоятельной проверки сайта в интернете больше, чем нужно. Но большинство из них требуют хотя бы минимальной подготовки и технического бэкграунда, а зачастую и оплаты сервиса или скачивания приложения, которое вам в итоге не понравится. Понадобиться он может, например, если вы хотите убедиться в добросовестности вашего SEO-подрядчика или узнать, насколько ваш сайт нуждается в оптимизации.
Мы постарались составить инструкцию, где вам не придется ничего скачивать и, уж тем более, платить. Он содержит простые, но важные критерии оценки качества сайта. Обещаем, с этим чек-листом вы разберетесь даже неспешно попивая утренний кофе.
Итак, к делу.
1. Проверяем тексты, размещенные на сайте, по 2 критериям. Вы можете взять для анализа любые страницы, где есть хотя бы 2-3 полноценных абзаца с описанием.
- Уникальность – заходим на https://text.ru/ (лучше зарегистрироваться, скорость проверки будет выше), в поле для проверки копируем текст с сайта, можно с картинками, ждем результатов. Обратите внимание, ниже результата проверки появится блок со списком сайтов:
В выборку попадает и сайт, который вы анализируете. Для чистоты эксперимента нужно удалить его, сделав «тык» в крестик рядом, выбрав из появившегося списка пункт «Исключить домен».
Удовлетворительный показатель – 80%. Всё, что ниже – уже плохо. Поисковые системы сочтут вас нечистым на руку и понизят в выдаче, т.к. уникальность контента говорит о том, что ваш сайт – не очередная копия какого-то ресурса, что информация, размещенная на нём, уникальна и имеет ценность для пользователей.
- Спамные конструкции, т.е. фразы вида «кондиционер купить дёшево Москва» или «феррари цена спб»: регистрируемся на https://turgenev.ashmanov.com/, в поле проверки копируем текст со страницы, ждем результат и сморим. Много критичных ошибок (красный цвет) – это плохо. Сервис дает пояснения к каждой ошибке, ознакомьтесь с ними. Итоговая оценка, которую даёт сервис, на наш взгляд слегка драматизирует события, вы смело можете делить её на 1,5. Но вот если «красных» ошибок много – это серьёзный повод задуматься о качестве текстов.
2. Проверяем скорость загрузки десктопной и мобильной версий сайта
С помощью сервиса https://developers.google.com/speed/pagespeed/insights/. Вы получите цифру от 1 до 100, где «0-49» - ужасно», «50-89» - удовлетворительно, и выше – отлично. Но мы живем не в идеальном мире, и цифра в 80 – уже хорошо. Сайты, которые медленно загружаются, могут ранжироваться (т.е. показываться в выдаче) ниже конкурентов, у которых скорость загрузки хотя бы на 10% выше.
Подробности о факторах, оказывающих влияние на скорость, можно увидеть, немного проскроллив вниз:
3. Заголовки – это важно, а правильно написанные заголовки с грамотным использованием ключевых слов – еще важнее.
Выборочно проверяем заголовки и мета-описания на нескольких страницах сайта, например, на главной и 2 важных на ваш взгляд (товар, категория товара, статья). Открываем страницу, смотрим код (через сочетание клавиш Ctrl+U, это не страшно, попробуйте, может вам даже понравится). Нас интересуют 3 показателя, которые мы поочередно ищем с помощью просто поиска Ctrl+F:
- Заголовок Title, в коде он выглядит как Здесь какой-то текст примерно на 100 символов, а ещё именно его вы видите на вкладке браузера. Если он отсутствует, или в поле «какого-то текста» явно неподходящее описание – заголовок явно не оптимизирован. Например, вы смотрите страницу о коврах, где их 37 штук, все разные, красивые, не очень красивые, а написано там всего лишь «Ковры». Что ковры? Куда, кого? Непонятно. А вот «Купить ковер по цене производителя в Москве от компании Коврище» - другое дело, здесь и коммерческие вхождения «купить» и «цена», и упоминание региона, и уникальность заголовка за счет упоминания названия компании, и даже спама нет. Profit.
- Заголовок H1, выглядит он так: Текст заголовка. Он должен быть строго один! Если 2 – это уже ошибка. Без <> не считается, это не заголовок, не перепутайте. В нем должно быть краткое, на 2-5 слов, описание страницы. Этот заголовок виден непосредственно на странице сайта в тексте.
- Мета-тег Description, выглядит так: <meta name="description" content="Текст длиной до 240 символов" />. Данный тег влияет на CTR, т.к. в нём может содержаться УТП, описание и т.д. Если его нет, в выдаче мы видим рандомный кусок текста со страницы, а иногда и кусок кода.
Ниже проиллюстрировано, где в выдаче вы можете увидеть заголовки Title и Description для лучшего понимания:
Видя это изображение, легко понять важность данных заголовков.
4. Дубли – это плохо.
Они плодят одинаковые страницы, а поисковым роботам приходится делать в 2-3 раза больше работы, они устают, злятся и часто наказывают сайт, понижая его в выдаче. Для поиска дублей проверяем 4 распространенных вида, в этом нам поможет сервис https://www.bertal.ru/, регистрация здесь не нужна. Копируем адрес главной страницы сайта (http://site.ru/) и поочередно смотрим отклик сервера. Отклик работающей страницы – 200, он выглядит так:
Ниже зеленой цифры не смотрите, нас это не интересует.
В проверяемой паре страниц отклик 200 должен быть только один, правильный отклик второй страницы – чаще всего 301, 302, 404.
Итак, к делу:
- Дубли с www или без – http://site.ru/ и http://www.site.ru/: в поле адреса сайта проверяем оба варианта, один должен быть 200, второй – не 200. Если оба 200, значит это дубли! Ура, вы их нашли, можете стращать подрядчика.
- http://site.ru/ и http://site.ru/index.php или http://site.ru/index.html, проверьте все 3 варианта. Результат как в предыдущем пункте.
- http://site.ru/ и https://site.ru/: разница в протоколе http и https. Опять же, должен быть доступен по 200 отклику только один
- Последняя пара - http://site.ru/ и http://site.ru, разница – в наличии знака / в конце.
5. Страница 404 ошибки должна отдавать, как ни удивительно, 404 отклик
Который мы проверяем уже знакомым https://www.bertal.ru/. Делается это так: берем любую внутреннюю страницу сайта, например, http://site.ru/razdel/ и меняем ее на заведомо несуществующую, например, http://site.ru/razdelггггг/. Этот http://site.ru/razdelггггг/ вносим в поле проверки и смотрим, какой код она отдает. Если 404 – ок, всё настроено верно. Если любой другой – это уже ошибка. Но обратите внимание, может быть, например, так:
Здесь сначала 301, а потом 404. Это тоже верно, считать за ошибку не нужно.
6. Проверяем страницу контактов.
Первое – она должна быть (вот это да!). Второе – на ней должен быть указан адрес с упоминанием города, а также телефон. Если чего-то нет, у сайта шансы вырасти в регионе продвижения довольно малы, т.к. поисковые системы могут не понять, где этот сайт показывать. И не думайте, что раз нет региона, то ранжироваться он будет по всей России. Нигде – более вероятный вариант.
7. Так называемые ЧПУ (человекопонятный урл).
Внутренние адреса сайта должны быть понятными, вы должны их читать, иметь возможность произнести вслух как слова. Т.е. http://site.ru/razdel/podrazdel, а не http://site.ru/011889/kkkk_4/. Это уже юзабилити, так принято, поисковые системы это любят.
8. И последнее.
Переходим на https://pr-cy.ru/, регистрироваться не надо. В поле для проверки указываем адрес сайта и смотрим результат. Нас интересуют:
- Поисковые системы, Индексация: если большая разница между Яндекс и Гугл, хотя бы в 2 раза, это повод задуматься – либо в одной из поисковых систем сайт ранжируется хуже, либо есть множество дублей, который из одной ПС удаляются, а из другой нет.
- Ссылки на сайт, Данные MegaIndex. Естественные ссылки. Если в блоке SEO – половина и больше, это грозит переоптимизацией и наложением на сайт фильтра. Эт прям страшно.
Я вас поздравляю, вы можете подавать заявку на SEO-junior!