Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
117 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Обучение руководителей от кадрового резерва до топ-менеджеров

Когда говорят об обучении руководителей, то имеют в виду совершенно разные вещи. И разобраться во всем многообразии предложений подчас бывает очень непросто. В этой статье приведена модель, позволяющая выстроить стройную систему обучения руководителей в компании
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Когда говорят об обучении руководителей, проведении управленческих тренингов, то имеют в виду совершенно разные вещи: от правил техники безопасности до навыков управления подчиненными, от управления финансами до стратегического менеджмента. И разобраться во всем многообразии предложений подчас бывает очень непросто. В этой статье приведена модель, позволяющая выстроить стройную систему обучения руководителей в компании: от подготовки кадрового резерва для замещения вакансий линейных руководителей до повышения квалификации ТОП-менеджеров.

При построении системы обучения руководителей, приходится находить баланс затрат и качества подготовки. С одной стороны, обучение руководителей — дорогое удовольствие. Особенно, если речь идет о повышении квалификации ТОП-менеджеров. С другой, каждое неверное решение может принести организации столь существенные убытки, что любая стоимость обучения может показаться незначительной. Вторая проблема, которую необходимо решить, заключается в определении необходимого набора знаний и навыков. И здесь тоже присутствует дилемма выбора: недостаточность — избыточность. Если руководитель не обладает достаточными знаниями и навыками для реализации своих обязанностей, то это существенно снижает результативность и эффективность его работы и работы его подчиненных. С другой стороны, наличие избыточных для данной должности компетенций, как правило, приводит либо к завышенным зарплатным ожиданиям, либо к демотивации или увольнению.

Что может помочь в разрешении этих дилемм?


Обучение руководителей

Обучение или развитие

Во-первых, нужно четко понимать какими компетенциями должен обладать руководитель для эффективной работы на своей должности. Если говорить об управленческих компетенциях, то определить их «вообще» невозможно. Каждый руководитель может быть эффективен или не эффективен в решении конкретных задач, стоящих перед подразделением или организацией в целом. Набор компетенций, необходимых для захвата рынка и удержания рыка будет существенно различаться. В связи с этим, построить эффективную систему обучения руководителей в отрыве от стратегии развития компании невозможно.

Понимая задачи, которые стоят перед каждым подразделением в рамках реализации стратегии компании, можно сформировать модель компетенций для каждой должности. Обучение — это инструмент устранения расхождения между тем, что руководитель должен знать и уметь, чтобы быть эффективным на своем месте, и тем, что он знает и умеет на данный момент. И ни грамма больше. Избыточные компетенции вредны по описанным выше причинам.

Развитие — это подготовка руководителя (или будущего руководителя) к решению тех задач, которые пока перед ним не стоят. Развитие уместно в рамках подготовки кадрового резерва или в случае, если мы прогнозируем изменение функционала конкретного менеджера.

Решение о внедрении системы развития руководителей в чем-то похоже на решение классической дилеммы: «этих отмыть или новых нарожать». Можно развивать своих сотрудников, а можно, при появлении управленческой вакансии, искать готовых на рынке труда. С одной стороны, система развития персонала — требует существенных вложений, и не гарантирует получения руководителя более высокого уровня требуемой квалификации в нужное время. С другой стороны, замещение вакантных управленческих должностей при наличии кадрового резерва происходит быстрее, мы получаем руководителей, в деталях знающих бизнес компании, и, как правило, лояльных.

Универсального эффективного решения в этом вопросе нет. Каждая компания, эту проблему должна решить для себя самостоятельно. Когда решение по этому вопросу принято, можно приступать к формированию системы обучения.


Развитие управленческих компетенций

Знания и навыки в предметной области — специальные управленческие технологии

Две основные области, в которых строится обучение и развитие руководителей — знания и навыки в предметной области и специальные управленческие технологии. Об управленческих технологиях чуть позже. Для начала, о предметной области.

Супервайзер, возглавляющий команду торговых представителей должен владеть технологиями продаж и переговоров, финансист — методиками финансового менеджмента, маркетолог — маркетинговыми инструментами. При чем, чем ниже в иерархии компании работает руководитель, тем больше ему требуется знаний и навыков в своей предметной области. При восхождении по служебной лестнице, потребность в специальных технологиях снижается, а потребность в управленческих технологиях возрастает.

Управленческие технологии

Все управленческие навыки можно разложить на несколько уровней.

  • Базовые управленческие навыки. Навыки деловой коммуникации. Навыки эффективного распределения рабочего времени. Навыки планирования, организации, мотивации, контроля и делегирования.
  • Навыки оперативного управления. Ситуационное руководство. Управление командой. Наставничество. Управление совещаниями.
  • Управление организацией. Управление бизнес-процессами. Коучинг. Развитие персонала.
  • Организационное развитие. Долгосрочное планирование. Стратегический менеджмент. Стратегическое лидерство. Управление организационной культурой.
  • Организационные изменения. Управление организационными изменениями.

Первый уровень навыков необходим любому руководителю начиная с линейных. Второй может быть полезен большинству руководителей первой линии и, однозначно, необходим менеджерам среднего звена. Уровни с третьего по пятый — скорее для высшего руководства и ТОП-менеджеров. Конечно, и здесь нет однозначного решения. Эта модель не претендует на безукоризненную академическую точность. Однако может существенно упростить систематизацию необходимых руководителям компетенций и быть хорошим подспорьем при формировании системы обучения и развития руководителей различного уровня , организации тренингов для руководителей.

Спасибо, что читаете наш канал! У нас вы найдете практические бизнес-инструменты, обзоры, кейсы и многое другое.

Поставьте, пожалуйста лайк, для вас просто, а нам приятно.

Нажмите кнопку подписаться, чтобы узнавать о новых публикациях.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях, возможно, им тоже будет интересно.

Facebook: https://www.facebook.com/intservis.ru

ВКонтакте: https://vk.com/intservis

Телеграм-канал: https://t.me/intservisru

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.