редакции Выбор
3 признака того, что вы купите CRM, но не будете использовать
1. Вы пока не определились, для чего именно вашему бизнесу CRM
CRM-система — это бизнес-инструмент, а не волшебная таблетка успеха. Как и любой другой инструмент, её нужно правильно использовать, чтобы получить результат. Просто купить и не настроить под свой бизнес — зря выкинуть деньги.
Например, вы внедрили CRM-систему, но не интегрировали её с IP-телефонией и мессенджерами. Поэтому заявки из этих каналов автоматически не преобразуются в сделки, менеджеры вручную заносят их в воронку продаж. Как результат — часть лидов теряется или даже уходит на сторону, если у вас работают недобросовестные сотрудники, засланные конкурентом. Получается, что CRM у вас номинально есть, но из-за отсутствия интеграций она не выполняет свои функции в полном объеме.
Перед покупкой CRM необходимо определить, какие именно задачи она должна
решать — от этого зависит выбор системы. Какому-то бизнесу нужна адаптация под
ритейл или интернет-магазин, кому-то под масштабное производство, а кому-то
достаточно воронки продаж с базовыми интеграциями. Крупному бизнесу подходят
одни CRM. И часто это коробочные версии, которые требуют последующих дорогих
доработок с участием штатных или наемных программистов. Малому бизнесу и
стартапам больше подходят облачные CRM — уже полностью готовые и не
«громоздкие» системы, в которых нет лишних опций, увеличивающих стоимость.
Определитесь, для чего вам CRM-система, чтобы не переплачивать и выбрать
оптимальный функционал по адекватной цене. Даже если вы выбрали наиболее подходящую систему, покупка может не принести
ожидаемых результатов, потому что CRM автоматизирует бизнес-процессы, но не
создает их с нуля. Конечно, по мере прогресса искусственного интеллекта
появится и такая функция. А пока настройка бизнес-процессов компании остается в
зоне ответственности предпринимателя и его управленческой команды. И так, что необходимо настроить, чтобы CRM работала на 100%, давала
ощутимый результат и помогала вам заниматься развитием бизнеса: Но чтобы сделать даже
эти базовые настройки, нужно понимать, что и как должно работать в вашей
компании, а также иметь четкое представление обо всех действиях сотрудников,
которые будут перенесены в CRM. Только тогда получится грамотно
автоматизировать бизнес-процессы. Правильная настройка системы нужна не только для роста продаж и дисциплины,
но и для актуальной аналитики. Тогда с помощью одного дашборда можно будет держать
руку на пульсе работы отдела продаж и своевременно предотвращать провалы этапов
продаж. Как это отразится на использовании CRM-системы? Они просто не будут в ней
работать под разными предлогами:
Для преодоления сопротивления
коллектива руководители вводят дополнительные оплачиваемые KPI за правильное
оформление сделок — фиксации в CRM-системе всех этапов работы с клиентами. Плюс
воронка продаж настраивается таким образом, что система не дает менеджеру
пропустить обязательные шаги, например, заполнение данных о клиенте или
отправку коммерческого предложения. Таким образом, сотрудников будут
мотивировать и дополнительные выплаты, и техническая необходимость следовать
предписанным этапам, чтобы завершить сделку и получить свой процент. Внедрение CRM-системы в бизнес — это как внедрение новой полезной
привычки в свою жизнь, например, регулярных занятий спортом. Сначала от
руководителя потребуется понимание, зачем ему этот бизнес-инструмент и как он
должен улучшить работу компании. Потом нужно будет обязательно провести
обучение сотрудников и ввести мотивацию, а остальные 50 % система сделает сама.
Даже если менеджеры не хотят, чтобы их работа стала системной, упорядоченной и
прозрачной. И не стоит забывать, что мотивация сотрудника отличается от мотивации
руководителя. Рядового менеджера редко вдохновляет всеобщее благо «с
CRM-системой компания будет работать лучше и у нас будет больше прибыли»,
он думает: а мне-то что с этого? Поэтому внедрение CRM станет еще и важным
командообразующим инструментом, с помощью которого вы сможете донести до
коллектива, что все «в одной лодке».
2. В компании не настроены бизнес-процессы
3. В вашей компании слишком демократичная атмосфера и свободолюбивые
сотрудники