ПЕРВОЕ — БУДЬТЕ БЫСТРЫМИ
В кризис важно все решения принимать оперативно, не жить прошлым, не строить надежд на то, что все вернется на круги своя. Наоборот, надо мобилизоваться, провести мозговой штурм, продумать несколько вариантов развития событий, составить план B, C и даже D.
Помните, что даже в самые сложные времена некоторым людям удается сделать состояние. Подумайте, что сейчас будет максимально востребовано, как Ваша компания сможет удовлетворить новые запросы потребителей, что Вам нужно изменить, чтобы Ваши товары или услуги стали актуальными.
Также может быть полезно собрать обратную связь от Ваших постоянных покупателей, узнать, какие у них сейчас запросы. Возможно, Вам нужно будет изменить ассортимент товаров, ценовую политику или внедрить новые услуги. Вы должны остро чувствовать текущие потребности рынка. Тестируйте разные гипотезы, как только у Вас появилась какая-то идея — в этот же день делайте шаги для ее реализации.
Например, к нам в связи с кризисом стали приходить покупатели, которые ранее заказывали мебель за рубежом, и мы доказываем им, что наши модели будут не уступать в дизайне и качестве иностранным. Также мы наблюдаем тренд на рациональность, когда клиенты выбирают более практичные модели, а не статусные, как раньше. В связи с этим мы пересматриваем свой каталог, оставляем только высокомаржинальные товары и сосредотачиваемся на том, что из этого пользуется максимальным спросом — шкафы, гардеробные, кровати, обеденные столы. Также мы сейчас занимаемся заменой комплектующих из Европы на аналоги из России, Китая и Турции, чтобы снизить себестоимость продукции.
ВТОРОЕ — СОКРАЩАЙТЕ ИЗДЕРЖКИ
Кризис — время для пересмотра своих расходов и их оптимизации. В первую очередь стоит начать с затрат на персонал. Некоторые позиции можно временно сократить, расстаться с теми сотрудниками, которых Вы давно хотели уволить, но жалели. Вместо них можно нанять более квалифицированных работников или разделить обязанности между оставшимися членами команды. В самые тяжелые моменты можно отказаться от премий. При этом основной штат очень важно сохранить, поскольку Вам нужна сильная команда, чтобы двигаться вперёд.
Также важно проанализировать, все ли сотрудники работают по KPI, если нет, это необходимо обязательно внедрить и следить за тем, насколько четко исполняются задачи.
Также, когда Вы поймете, что компания смогла переориентироваться на новые запросы потребителей, есть смысл даже усилить команду, нанять новых сотрудников, чтобы расти быстрее. В сложные времена многие даже топовые специалисты остаются без работы, и Вы можете их привлечь на более выгодных для себя условиях.
Еще один важный момент — это сотрудничество с удаленными работниками из регионов или даже других стран. Например, бухгалтер в Москве получает около 120 тысяч рублей в месяц, а в Воронеже — 60 тысяч рублей, штатный маркетолог в столице обойдется в 200-250 тысяч рублей, а его коллега из другого города будет стоить 100 тысяч рублей. Таким образом, фонд оплаты труда может быть сокращен почти в 2 раза.
И, конечно, уменьшайте все необязательные расходы. Возможно, стоит отказаться от офиса или снимать помещение подешевле и поменьше, сдавать часть площадей в субаренду, оптимизировать расходы на связь.
ТРЕТЬЕ — ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЧУЖОЙ ОПЫТ
Учиться, анализировать опыт других компаний, просить совета у более успешных коллег — это все очень важно для того, чтобы пережить сложные времена. Кризисы случаются в мире с определенной периодичностью, Вы можете прочитать в интернете и книгах о том, что помогло Вашим предшественникам развить свою компанию в такой ситуации, и использовать чужой опыт.
Приобретение новых компетенций тоже может быть полезно, особенно, если Вы хотите войти в новую для себя нишу. Учитесь, вкладывайте в себя — это однозначно приносит плоды! Также целесообразно обращаться к тем, кто уже смог стать успешным, ранее справлялся с подобными трудностями. Составьте список людей, которые Вас вдохновляют, они могут быть из Вашей ниши или смежных, и обратитесь к ним за советом, попросите стать Вашим наставником. Возможно, кто-то из этих предпринимателей согласится и сможет Вам оказать неоценимую поддержку.
ЧЕТВЕРТОЕ — ВКЛАДЫВАЙТЕСЬ В РЕКЛАМУ
Главное для бизнеса — это продажи, а получить их можно благодаря рекламе. Поэтому в сложные времена надо не сокращать затраты на продвижение, а, наоборот, увеличивать. Например, наша компания раньше выделяла на это 10% от своего оборота, а сейчас 15-17, и это еще не предел. Также мы сейчас сосредоточились на новых для себя площадках для рекламы — телеграм, в контакте, houz и pinterest.
Кроме того, в кризис важно использовать активные продажи — звонки, рассылки по email, сообщения в мессенджерах потенциальным клиентам. Также самое время вспомнить про тех, кто у Вас уже покупал раньше и предложить им что-то новое.
Пиар — еще одно направление, на котором многие пытаются экономить, и зря. В кризис потребители становятся еще более требовательными, их доходы сокращаются, и они готовы отдавать свои деньги только самым надежным и проверенным компаниям с хорошей репутацией, тем, кто на слуху. Это значит, что работа над своим имиджем в публичном пространстве — еще одна важная Ваша задача. Также это просто необходимо в том случае, когда Вы меняете направление своей деятельности, добавляете новые товары или услуги, об этом необходимо рассказать не только на сайте и в рекламных объявлениях, но и в СМИ. И собственнику бизнеса обязательно стоит заняться своим личным брендом, если Вы до сих пор еще этого не сделали.
ПЯТОЕ — УКРЕПЛЯЙТЕ СВОЮ КОМАНДУ
Любой бизнес — это люди, поэтому важная задача собственника — укреплять и сплачивать свою команду. Нужно, чтобы все сотрудники понимали цели компании и принимали активное участие в их достижении. Если Вы были вынуждены сейчас отказаться от премий или урезать зарплаты, подумайте о том, какую компенсацию Вы можете дать в будущем при достижении определенных результатов и озвучьте это работникам. Нужно вести диалог, уметь объединять, поддерживать людей, донести, что любой кризис закончится, а сейчас важно мобилизоваться. И хотя расходы на профессиональный тимбилдинг сейчас будут лишними, Вы сами можете организовать какой-то совместный выезд на природу, домашнюю вечеринку или игру в футбол для сотрудников. Такие активности помогут сблизить людей.
Также очень полезно поддерживать инициативу работников. Если Вы не знаете, как дальше развиваться, что будет более перспективным, просите сотрудников пополнять Ваш «банк идей», тестируйте их гипотезы, вместе обсуждайте результаты, всячески вовлекайте в бизнес, чтобы они относились к нему как к своему.