Как я строил ИТ-компанию: разбираем мои ошибки за 5 лет на рынке

Я выделил ключевые сферы, где у меня возникали проблемы на ранних этапах становления компании. Если ты мой коллега по ИТ-бизнесу или просто начинающий предприниматель, возможно, эта статья поможет тебе взглянуть на своё дело под другим углом и принять более верное решение. Или ты просто узнаешь в тексте себя и поймёшь, что не одинок в своём пути.
Управленческого опыта до запуска Secreate у меня не было. При этом в предпринимательстве я с детства. Всё началось с увлечения программированием в 7 классе. Написал первую игру на C#, там танчики стреляли друг в друга, в неё можно было играть по сети. После 9 класса мы с друзьями занимались перепродажей музыкальных инструментов и украшений из Таиланда. Здесь могла бы быть вставка с Тиньковым, который рассказывает, как торговал джинсами на рынке, но я воздержусь.
Когда Secreate только стартанула, был отягчающий фактор. Я прогорел на паре неудачных стартапов в ИТ, после которых остались долги. По самым позитивным оценкам я должен был отдавать их ближайшие 10 лет. У нас была особенная команда, так что я понял, что другого пути нет — идём до конца.
1. Запуск компании и поиск первых клиентов
Как
было у меня → На старте нас было 4 человека —
три начинающих программиста и я. Я сидел на фриланс-биржах и писал
просто всем. Мы взяли пару проектов и, с чистой совестью
сказать, провалили их, но что-то нам заплатили. Мы с 4 утра
сидели над задачами, при этом я был менеджером по продажам,
бухгалтером, тестировщиком и ещё парой субличностей. Как стоило делать → Не бывает идеальной истории «как должно быть», у всех
разный путь. На мой взгляд, до старта стоило уйти в крупный консалтинг и
построить там карьеру. Такая работа даёт тебе доступ к огромному нетворку,
прокачивает навыки коммуникации, высокой эффективности. Тебя учат презентовать,
продавать, понимать рынки. Ты получаешь базу, которая помогает строить бизнес. Но устроиться в консалтинг сложно, нужно проходить сотни этапов
собеседований и уметь решать кейсы. В любом случае, в предпринимательство не стоит идти совсем без опыта работы. На первых порах мне помогало моё прошлое в продажах. Я успел поработать на B2B и B2C рынках, в нескольких компаниях входил в топ-10 продавцов. Продавал компьютерную технику и сервисы, услуги EdTech. Как было у меня → Основная проблема начинающих компаний — дорогих
специалистов нанять не можешь, и как делать правильно ты не знаешь. Дешёвые
специалисты тоже чего-то не знают, потому что у них нет опыта. Найм первого
менеджера проектов был большим стрессом. Я не представлял, что
менеджер делает не так. Интуитивно что-то понимал, но аргументов не было,
поэтому читал книжки, спрашивал знакомых, узнавал, что такое Scrum и Kanban. Как стоило делать → Нужно на старте смириться, что не знать всего и учиться на
ходу — это нормально. Вряд ли вы найдёте вундеркиндов. Но если есть возможность,
нанимайте дорогих специалистов с опытом. При этом вы должны сами идти их
искать, впечатлять компанией и проектами. Первое время всё будет держаться
только на ваших личных отношениях. Как только вы перестанете с ним общаться и
уделять им должное внимание, они уйдут. Когда денег нет → Ищите людей ответственных и прилежных. Отсутствие знаний можно
перекрыть ответственностью и трудолюбием. Как такого человека распознать на
собеседовании? По разговорам ничего не понять — люди часто дают
социально-желательные ответы. Нужно дать человеку задание. Простое — буквально
на час. Например, презентацию
на 10 минут о себе и своём подходе. И посмотреть, как он её сделает. Пока ты небольшой, твоя задача собирать
людей идейных, кому интересно разбираться в новых технологиях.
Тех, кто верит в тебя. Важно, чтобы люди видели, что ты справедливый, честный с
заказчиками, чтобы у вас были общие ценности. Как было у меня → Процесс производства мы
за последние 5 лет пересобрали раз 10. Сначала руководил проектами я, потом
вышли менеджеры, их нужно учить, как это делать. Работали в Trello.
Разобрались, как правильно двигать задачи и как менять статусы. Потом я
добавлял новые процессы оповещения и уведомлений. Понимал, что это не работает.
Надо приспособить: сделать структуру, навесить точки контроля, добавить
управление финансами на этот контроль, добавить уведомления и туда. Понять, что
это не работает, пересобрать. Потом бросить Trello и перейти в Jira. Как вводить новые процессы → Нельзя просто так
напечатать документ и отдать его людям, сказав, что нужно работать по нему.
Никто по абстрактному документу в вакууме делать не будет. Когда человеку не
нужна какая-то вещь в краткосрочной перспективе, ему сложно её делать. Если
ты внедряешь новый процесс, нужно плавно к нему подвести, заинтересовать.
Сотрудники должны увидеть проблемы, захотеть их решить. Потом ты предлагаешь им
решение, вы его обсуждаете. Далее — работа с сопротивлением. Это просто природа
человека — люди не любят новшества, их мозг сопротивляется усваивать новую
информацию. По той же причине, когда крупные компании выкатывают новые фичи,
аудитория первое время воет и просит вернуть всё обратно. Нельзя просто
спускать инструкцию «теперь мы делаем так», нужно всегда объяснять, что к чему
и зачем. Иначе люди не будут пользоваться. Также важно дать людям возможность
критиковать новые процессы, аргументировать, предлагать свои решения. У
нас в Secreate есть проект, называется «Фабрика идей». Он помогает управлять
изменениями и делать так, чтобы бизнес-процессы мог менять любой сотрудник
компании. Например, человек работает с документацией, и тут до него доходит,
что документы к нему приходят не в том виде. Он предлагает изменить процесс, и
всё идёт в 10 раз быстрее. Нужно стремиться, чтобы компания развивалась по
такому же принципу. Как было у меня → На примере кейса: к нам пришёл заказчик, мы
построили план проекта и обозначили ему все риски. Их было много. При этом
клиент из всех аргументов выбирал только те, которые ему нравились, несмотря на
то, что они систематически не приводили к результату. У него была слепая
надежда, что он получит новый итог, выполняя старые действия. Был выбор: либо
дальше плясать под его дудку и делать так, как он считает нужным, либо прямо
сказать, что он делает только хуже. Я сказал ему всё, как есть. Как стоило делать → На самом деле, так и стоило сделать. Нужно быть честным с
клиентом. Это не просто слова из бизнес-литературы, а реально работающая схема.
Когда вы начинаете врать, это ломает отношения. А самое важное в управлении
проектами — отношения между подрядчиком и заказчиком. Это касается всех: и
малого бизнеса, и огромных корпораций. Не
нужно бояться потерять деньги, нужно бояться потерять клиента. Даже
если вы облажались, с помощью отношений это можно исправить. Когда в проекте
есть риски, нужно обговаривать, как вы будете решать эту ситуацию. Если
возникла проблема, заказчика нужно предупредить, а не скрывать. Но нужно уметь
преподносить негативную информацию. Например, на одном из наших проектов была
реализация фичи. Мы не успевали её доделать, потому что разработчик заболел.
Тогда мы сразу предупредили заказчика, что в следующие два спринта её нагоним,
потому что усилим команду разработки. Вопрос решён, никто не умер от правды. Как было у меня → Если ты маленький, самостоятельно выйти на
крупного клиента достаточно тяжело. Малому бизнесу непонятны подходы и процессы
корпоратов. Не всё определяет цена, даже
если вы в тендере. 90% наших крупных клиентов — это личный нетворк. Закрытие
счёта в крупной компании может занять полгода. Не потому, что кто-то плохой не
хочет отдавать вам деньги, а потому что там долгие бюрократические процессы. В
таких случаях, ещё на старте развития компании, несколько раз был соблазн
связаться с клиентом и сказать: «Деньги нужны прямо сейчас!». Но так делать
нельзя. А теперь посмотрим на это глазами крупного заказчика. Если подрядчику
нужны деньги «прямо сейчас» — он ненадежный партнёр. Получается, что он завтра
закроется, и нужно искать для работы другого. Был случай, когда мы ждали деньги третий месяц, и нам показали 15
бюрократических шагов, как эти деньги идут. В итоге мы сидели и каждый шаг
разбирали с клиентом. Выяснилось, что мы застряли на одном месте, потому что
человек ушёл на больничный. Как стоит делать → Единственный способ пушить бюрократическую машину —
интересоваться у заказчиков, как идёт процесс оплаты, где застряли и как можно
посодействовать. Не нужно бить кулаком по столу. Крупные компании ищут себе
долгосрочного и стабильного партнёра. Также
у менеджеров проектов со стороны госов и корпоратов есть свои сроки и KPI, к
которым привязаны их бонусы и карьера. Задача подрядчика — помочь им выполнить
их KPI. Здесь мы снова возвращаемся к тому, как важно выстраивать отношения с
заказчиком. Но
есть более важный момент, чем KPI — просто не облажаться на проекте. В крупных
компаниях несколько стейкхолдеров выбирают подрядчика. Это огромный стресс,
потому что заказчик несёт ответственность за тех, кого он выбрал. Ваши проколы
в проекте — это вина тех, кто голосовал за вас в тендере. Поэтому заказчиков
нужно убедить, что вы не облажаетесь. Облажаться
гораздо страшнее, чем чуть-чуть не достигнуть KPI. Отношения с сотрудниками
— отдельная тема, особенно, когда люди с тобой с самого старта компании. Вы
росли вместе, вас связывают не только рабочие отношения. Даже такие люди
уходят, и это бывает больно. Если
у вас видение не совпадает, люди сами отваливаются. Чем прозрачнее подход
компании, ценности и направление развития, тем более подходящие люди будут с
вами держаться, а неподходящие — уходить. Что делать, когда ценные кадры уходят → Сначала нужно проверить, человек
просто устал или ему действительно не интересно дальше работать в компании.
Если он просто устал, отпустить его в отпуск, хотя бы на пару дней. Бывает,
что человек сам приходит и говорит, что уходит, называя объективные причины.
Это взвешенное решение, тут ничего не попишешь. Бывают
эмоциональные всплески внутри команды, когда человек может позвонить и орать
мне в трубку: «Я увольняюсь ***, задачи ****, команда ***, идите в ***». Самое
главное — эмоционально в это не вовлекаться, не принимать на свой счёт.
Человеку нужно просто выговориться. Если он это будет держать в себе, это
выльется в проблемы со здоровьем и отношениями в команде. Когда он остынет,
можно будет поговорить аргументированно и спокойно. От накопленной злобы, обиды и недоговорённости ситуация может стать
намного хуже, чем если просто поорать друг на друга минут 15 в телефон. Люди
всегда должны проговаривать свои претензии друг к другу. «Хорошая коммуникация»
— это не только пони и радуга. Я
хотел без купюр рассказать о сложностях, которые пережил за последние 5 лет.
Конечно, это всего лишь малая часть. Задавайте вопросы в
комментариях — на часть отвечу здесь, часть раскрою в других статьях. Не
забывайте ставить «+1», если было полезно или просто узнали себя. Подписывайтесь на наш Телеграм — там публикуем новости, чек-листы, кейсы и другие материалы о заказной разработке.

2. Найм и
выстраивание отделов

3. Выстраивание процессов
4. Про отношения с клиентом и управление ожиданиями
5. Что нужно знать, прежде чем выходить на крупных клиентов

Совет про работу с сотрудниками
Вместо итогов