Как запустить IT-продукт за 1,5 месяца и не закрыться через полгода с колоссальными убытками
Долгий запуск — опасность для любого проекта. Особенно в IT: eсли мы долгое время не получаем обратной связи от рынка и конечных пользователей — высокий риск сделать никому не нужный продукт.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Такая история произошла с моим знакомым, который имел вполне успешный бизнес в офлайне. Наблюдая за успехами таких сервисов, как avito и carprice, он решил запустить аналогичный онлайн-сервис по продаже недвижимости, в которой у него был 10-летний опыт.
Идея монетизации — оплата за размещенное объявление об объекте и помесячная подписка на расширенные инструменты для продажи недвижимости.
Для этого заказал разработку функционального онлайн-сервиса с внутренней CRM-системой, мессенджерами и сложной системой аналитики за 1.5 млн. рублей и 5 месяцев работы, снял офис, нанял менеджеров и запустил рекламу.
Примерно за полгода затраты превысили 2,5 млн. рублей и, судя по динамике, это было только начало.
Как вы думаете, сколько он заработал на проекте за это время?
Порядка 90 тысяч рублей. Идея оказалась провальной в моменте монетизации. Люди просто отказывались платить за размещение. Экономика проекта не сходилась. Я еще не упоминаю о том, что цена на размещение за все время снижалась 4 раза. Так как ее тоже никто не тестировал.
В итоге, после года такого «бизнеса по-русски», мой знакомый закрыл проект с колоссальными убытками и еще долгое время долги тянули основной бизнес.
А какое могло быть решение?
Создать сервис с минимально необходимым функционалом, запуститься, посмотреть спрос и интерес к продукту, проверить сходимость экономики, протестировать гипотезы и на основе их постепенно улучшать и масштабировать продукт.
В этом и есть идея MVP.
MVP(minimum viable product) — это продукт в своей минимальной разработке, который позволяет протестировать спрос, понять что нужно покупателям и не создавать то, что им неинтересно и за что они не готовы платить.
В этой статье поделюсь тем, как мы в EZTec научились делать MVP действительно быстро и минимизировать затраты на разработку.
Хак номер 1: Недели, а не месяцы
Фундамент быстрой разработки — строгое ограничение проекта во времени.
Если не ограничивать время, будет прокрастинация и медленное вовлечение в проект специалистов и стейкхолдеров.
Более того, через еженедельные отчеты намного проще контролировать развитие проекта и вовремя принимать управленческие решения.
Ограничивая время, мы не сможем браться за все, поэтому приходится фокусироваться на том, что действительно важно и, что не важно — не делаем.
Масштаб проекта
Основатели долго вынашивают идею о том, что они хотят создать. Поэтому они считают, что если нет полной версии продукта, бессмысленно запускать и собирать отзывы от первой версии.
Вы будете удивлены, как много основателей бросали идеи до того, как пользователи успели фактически их попробовать. Просто потому что не смогли реализовать проект в том масштабном виде, в котором себе представляли.
Реальность такова, что потрясающую идею нужно держать в голове и помнить о ней, но важно оставаться гибким, уметь донести основную ценность продукта в упрощенной форме и в последствии улучшать ее.
Наглядная иллюстрация.
Слева — подход, по которому продукт полностью создается в том виде, в котором был запланирован. Реализация сразу в масштабном, или идеальном, виде.
Пользователи смогут пользоваться продуктом только в финальной его версии. Подход, с которым, по итогу, может оказаться, что продукт — не то, чего хотят ваши клиенты.
А кто будет размещаться на агрегаторе если там никого нет из потенциальных клиентов!? У вас что знакомый напрочь не дружит с головой!?
Для агрегатора 2.5 миллиона руб. это вообще копейки, только в привлечение аудитории надо вложить от 10 миллионов на самом начальном этапе и то не хватит. Авито на привлечение аудитории потратили сотни миллионов.