Идея автоматизации продаж все сильней врывалась в медиа-пространство и
стало модно и перспективно рассказывать о том, как ваш сервис, или решение, позволяет упростить и ускорить продажи. В рекламе рисовали образ собственника бизнеса, сидящего на пляже и получающего лишь уведомления о том, как пополняется его банковский счёт.
К сожалению, реальность оказалась куда более прозаичной, и вся «автоматизация продаж» сводилась лишь к куче уведомлений менеджеру и руководителю, созданию заявок с каждого звонка с неизвестного номера или письма на E-mail. В результате такой автоматизации менеджеры отключали уведомления, а задачи и заявки, созданные автоматически, никто
не разбирал, ибо вряд ли стоить тратить время на разбор карточки, созданной из СПАМ письма. И спустя год первый виток «автоматизации» начал сходить на нет.
Однако, картинка с «волшебной таблеткой» все еще сидела в голове у многих руководителей и они приходили к нам с вопросом «А у вас есть „Автоматизация?“ », правда на вопрос чего именно и зачем ответа мы уже не получали. Ну а аргументы, что надо сначала навести порядок и лишь потом автоматизировать, ибо иначе получаем автоматизированный хаос, особого веса не имели. Но клиенты приходили и спрашивали, а бывало, что не получив ответа уходили к конкурентам, которые предлагали эту самую «автоматизацию», правда примеров, что это все работало спустя хотя бы 6 месяцев мы не увидели.
Все же мы начали создавать функционал сервиса, который, как нам казалось, должен помочь клиентам:
Автоматическое создание задачи на пропущенный звонок. Кнопка «В сделку» для входящих писем. Рассылки email-дайджеста руководителю со списком проблемных сделок. Автоматическое «Забывание» сделок, если менеджер переставал по ней работать. Статистический анализ, на базе диаграммы Шухарта. В результате, клиенты использовали лишь те автоматизации, которые были максимально примитивны и не засыпали их уведомлениями. В процессе изучения «Ну почем же так? Ведь вы просили!» Причина оказалась банальной
— большинство процессов совершенно нерегламентированы и построены «на коленке» и автоматизация хаоса ведет лишь к автоматизированному хаосу, а
не порядку, как мы и говорили.
В итоге идея тотальной автоматизации продаж была свернута на самых первых итерациях.
Упростим работу руководителю отдела продаж Автоматизация продаж
В процессе тестирования идеи «Автоматизации отдела продаж» мы общались с руководителями и некоторые жаловать не на то, что им не хватает «автоматизации», а решения для вполне конкретных задач, с которым они сталкивались каждый день и на которые тратили время. Мы составили список основных вопросов, и получилось:
Контролировать исполнение порученных задач. Находить клиентов, с которыми давно не работали и ставить задачу менеджеру. Выборочно прослушивать звонки сотрудников. Проверять качество и скорость ответов на E-mail от клиентов. Распределять поступающие заявки между менеджерами. Решать конфликтные ситуации между менеджерами и клиентами. Распределять клиентов между сотрудниками. Заниматься возвратом дебиторской задолженности. Получив список задач РОПа мы стали разрабатывать функционал, способный снизить ежедневную рутину.
В результате клиентам были предложены:
Ежедневный Е-маил дайджест о текущих проблемах. Светофор активности по клиентам. Базовая интеграция с 1С. Массовые операции с базой клиентов. Отчёт «Деньги». Отчёт «Активность», с возможностью постановки задачи менеджеру. Инструмент «Наблюдатель» для пространства продаж. Эти функции позволил контролировать работу менеджеров и состояние клиентов чуть проще и быстрей, но и этого было мало — не хватало прямой связи «Работа-Деньги», то есть все понимали, что CRM полезна и нужна, выполняет функции, обеспечивает сбор данных и контроль процессов, но ответ на вопрос: «Cколько мы заработали с помощью CRM?» мы найти не могли. Поэтому было принято решение развивать инструменты, которые помогут зарабатывать больше с существующих клиентов, добавляя автоматизацию в то, что мы называем «рутина».
В результате был создан механизм «Помощников», о котором расскажем отдельно.