редакции
11 инструментов для вашего IT бизнеса которые сделают его стабильнее в нестабильное время

Мы создаем чат-ботов, мобильные приложения, сервисы и сайты. Пишем проекты с нуля, перенимаем проекты от разработчиков, «ушедших в туман», и за 4 года методом проб и ошибок накопили опыт, которым хотим поделиться с комьюнити. Некоторые уроки покажутся банальными, но от этого не менее важными, особенно в текущей обстановке.
1. Мониторинг
Порой случаются события, которые не должны случаться. Хостинг, на котором располагается проект, ложится на неделю; мобильное приложение снимают с публикации, т.к. не поставили галочку под новой политикой обработки перс. данных; закончилось место на сервере и т.д. И только заказчик звонком в субботу даст о себе знать: «Сайт не открывается, в чем дело?»
Для мониторинга сложных проектов подойдет Zabbix и Datalog. Для проектов поменьше подойдут решения и проще, например, Uptimerobot, с нотификацией в почту, и мобильное приложение.
По нашему опыту, большинство форс-мажоров покрывается мониторингом:
• валидности SSL-сертификата;
• доступности сервиса (HTTP 200);
• телеметрии сервера (свободное место, нагрузка на CPU, загрузка RAM).
И уже первым узнаете о падении вы, а не заказчик.
2. Бэкапы Мы теряли полностью сервер с проектом, и знаем не понаслышке о шутке про типы системных администраторов. Кто-то возразит: «Нужно было раскошелиться и подключить услугу резервного копирования», но что делать, если учетную запись полностью заблокировали или учредители хостинга выясняют отношения между собой, а все проекты лежат неделю? Наши выводы: • бэкапить проект у разных хостинг-провайдеров; • скриптом проверять наличие бэкапов, нет бэкапа -> пуш в Telegram-бота; • исходников в Git недостаточно, бэкапить не только базу, но и код с конфигами; • шифровать бэкапы; • раз в N-месяцев проверять сохранность данных, восстанавливаясь из бэкапов. 3. Доступы Нам доставались проекты по наследству, архитектуру которых мы восстанавливали методом «археологических» раскопок. Кто-то хранит доступы в Google-таблицах, кто-то в Telegram-чатах, а кто-то даже пользуется менеджерами паролей. Мы используем bitwarden. Для любого digital-проекта важно хранить доступы: • к внешним сервисам (почты, домены, аккаунты в сторах, хостинг); • к серверам (с описанием, какие сервисы запущены на какой машине). 4. Тестовые данные Если проект состоит из одной посадочной страницы, все рекомендации по тестовому наполнению ограничиваются использованием релевантных текстов и картинок (а не Lorem Ipsum). Но когда речь идет о веб-сервисе, на что обратить внимание: • большинство современных веб-фреймворков имеют функцию наполнения БД (seeding), необязательно заполнять вручную данные, их можно сгенерировать; • сгенерируйте огромное количество данных и узнайте, когда сервис перестанет справляться с нагрузкой, как будет открываться список пользователей если их 2 млн. в базе, когда нужно добавлять индексы на таблицы, пересматривать схему БД и. т.д; • как выглядят интерфейсы при заполненных данных? Правильно ли отрабатывает пагинация, поиск, верстка на месте? 5. 4хх, 5хх, ххх страницы Никто не застрахован от 500-х ошибок и падения сервера. Но что видит пользователь в этот момент? Debug-log фреймворка или красивую страницу с «мы знаем что-то сломалось, уже чиним» — зависит от разработчика. Наши рекомендации: • на этапе макетирования позаботиться о дизайне 4хх и 5хх страниц; • проверить не включен ли debug-мод на продакшене; • на этапе тестирования сымитировать 4хх и 5хх ошибки и проверить, что будет видеть пользователь; • на страницу с ошибкой выводить уникальный ID ошибки, с которым пользователь может обратиться в саппорт и ускорить расследование инцидента. 6. Как выглядит интерфейс под разными учетными записями При демонстрации проекта заказчику, как правило, демонстрируются позитивные сценарии работы сервиса. При составлении чек-листа тестирования проекта следует учитывать как будет выглядеть интерфейс: • когда в нем не будет ни одной записи (напр. пустая корзина, пустой список заказов); • при частичном заполнении (напр. указаны фамилия, имя, но нет отчества); • после валидации полей (в правильных ли местах всплывают подсказки). 7. Стресс-тест Сделали digital-продукт, запустили трафик, проект упал. Было такое? У нас тоже. Как можно было это предусмотреть заранее: провести стресс-тест. Для несложных проектов можно использовать JMeter, для более сложных — поискать облачные решения, например, loader.io. И вот уже вы знаете, что 500 одновременных подключений сервис выдерживает, 5000 — нет. 8. Ваш проект запустят на калькуляторе, вы готовы? В эпоху смартфонов с большой диагональю экрана, все еще остаются пользователи со смартфонами более скромных габаритов. Необязательно покупать для тестов парк смартфонов, но запустить эмуляцию смартфона и открыть в браузере сервис или мобильное приложение — вполне. Мы так обнаружили, что в приложении на iphone 5s форму регистрации видно, а вот кнопку «Зарегистрироваться» — нет. Понять оснащенность аудитории помогут логи веб-сервера, в которых, как правило, указывается ОС клиента (по ней можно предположить модель устройства). 9. Откатываемся Билд готов, протестирован, выкатили на продакшен, посыпались 500-е ошибки. Shit happens. О том, что делать в такой ситуации, можно задуматься заранее и предпринять меры: • поддерживать stage-среду в актуальном состоянии; • согласовать релизы на время минимальной нагрузки. 10. Логируемся С чего начинается разбор полетов? Конечно, с просмотра логов. Слишком подробные логи — плохо, забивается место на диске; логи вида «500 internal server error(точка)» — заставляют грустить разработчика. Наши советы по этому вопросу: • настроить ротацию логов (логи старше 1 месяца отгружаются на архивный сервер или удаляются); • добавить в логи ID для каждой ошибки, это упростит общение по всем линиям технической поддержки; • не выводить в явном виде пароли пользователей в логах; • использовать инструменты менеджмента логов (ELK-стек, Sentry); • не только логировать бэкенд, но и события на фронте (мы используем Sentry) 11. Дашборды со старта проекта С самого первого дня digital-продукт генерирует данные, которые хранятся в базах данных. Мы взяли за правило: если есть база данных, она обязательно должна показывать свои данные на дашборд. В стартовый набор метрик входит: • количество пользователей; • динамика регистраций; • динамика business value actions (кол-во заказов, кол-во транзакции). Заказчик получает приятный бонус в виде пульс-панели проекта, мы видим прогресс на проекте. Для преобразований данных используем Airflow. Для построения дашбордов используем Metabase (благо поднимается одной строчкой кода в Docker). Пишите в комментариях, какие уроки вы нашли полезными, а что я пропустил?


