редакции Выбор
Как построить свой бизнес в языковой сфере: 10 советов, к которым лучше прислушаться на старте
Преподавание — это очень ограниченный ресурс. Даже когда твоя запись расписана на год вперед, твой заработок зависит только от цены часа работы и количества человек, которое ты можешь потянуть в неделю. Ты не можешь бесконечно повышать цену и увеличивать количество учеников. Ты ограничен рынком и человеческими ресурсами. В этот момент, многие преподаватели начинают задумываться о бизнесе. Но чаще всего, преподаватели не знают бизнес-законов и не понимают, как дать старт своему делу. С чего начать свой бизнес в языковой сфере делится Александр Бебрис, преподаватель с 20-летним опытом работы, блогер — миллионник, автор популярного YouTube-канала.
Совет N1. Проведите анализ рынка
Прежде всего, начиная развивать свой бизнес, не поленитесь изучить, что именно в вашей сфере сегодня востребовано на рынке. Изучите подробно:
- спрос и предложение;
- конкурентов;
- что предлагают на иностранных рынках (из того, что не представлено на российском, либо представлено недостаточно или некачественно).
Совет N2. Разработайте продукт или предложение
В языковой сфере ваши возможности очень широки: переводы, создание контента, редактура, групповое обучение и т.д. Еще раз стоит подчеркнуть необходимость опираться на результаты анализа рынка, а также провести анализ аудитории, чтобы понять насколько высока потребность в задуманном вами продукте и есть ли она вообще. Стоит помнить, что если какого-то продукта еще нет на рынке, его запуск может оказаться как «золотой жилой», так и полным провалом, если окажется, что в этом продукте просто нет потребности. Поэтому, важно изучить спрос вашей целевой аудитории. Не бойтесь прямо спрашивать у потенциальных клиентов, что им нужно и что они хотят.
Совет N3. Развивайте свое присутствие в медиа пространстве
От того, какой у вашего клиента жизненный цикл (регулярно он к вам обращается или один раз) напрямую зависит какой объем аудитории вам будет нужен для расширения. Если вы будете выполнять разовые заказы — вам нужно плотное присутствие в медиапространстве: сайт, социальные сети, YouTube-канал — не нужно отказываться ни от каких способов продвижения. Но тут вы снова должны понимать, что вы ограничены своими ресурсами: временем и силами. И после того, как пошли заказы, и вы понимаете, что много времени уходит на социальные сети — эту задачу уже важно начать делегировать.
Совет N4. Планируйте
Когда вы поначалу в одиночку выполняете функции маркетолога, менеджера, директора и исполнителя — вы должны четко планировать свое время, чтобы через год просто не выгореть и не бросить все. Помните, что, открыв бизнес, вы будете работать не меньше, а в первое время гораздо больше.
Совет N5. Делегируйте
Когда вы наладили все процессы, клиентов больше, чем вы можете себе позволить — вы можете начать нанимать подрядчиков. Например, для перевода текстов вы можете использовать специальные сайты, где преподаватели переведут нужный текст гораздо дешевле, чем стоимость вашего часа. Вы заработаете с заказа меньше, но вы сможете освободить время для поиска новых клиентов и администрирования большего количества таких фрилансеров.
Совет N6. Следите за качеством работы ваших подрядчиков
К примеру, если вы занимаетесь переводами, обязательно проверяйте текст перед отправкой заказчику. Переводчики-фрилансеры часто делают ошибки. Вы можете возвращать текст на корректуру бесплатно, но желательно снова проверить. От этого зависит ваша репутация. Если вашим заказчикам будет нравиться, как вы работаете — они обязательно вернутся и расскажут о вас друзьям и знакомым.
Совет N7. Стройте долгосрочные отношения с вашими клиентами
Удержание существующего клиента стоит в 7-10 раз дешевле, чем поиск нового. Поддерживайте теплые отношения с клиентами, создайте новые продукты для закрытия потребности клиентов, напоминайте своим клиентам о себе, если они давно к вам не обращались.
Совет N8. Не упускайте из виду финансовое планирование
Это очень важный аспект любого бизнеса. Кроме того, что вы должны вести расходы и доходы, важно планировать предполагаемые доходы и расходы и как вы можете на них влиять. Начните планировать по кварталам. Когда вы уже будете знать пики активности в вашей нише и «мертвые» месяцы — вы сможете планировать на более долгий срок.
Совет N9. Масштабируйтесь
Если вы прошли все эти этапы, вы готовы переходить на более масштабный бизнес, расширение команды и поиска новых ниш и возможностей. Не пасуйте перед развитием, иначе для чего вы начинали свое дело?
Совет N10. Наймите маркетолога
Хороший специалист сможет увеличить поток клиентов в разы. Но вы должны действительно быть готовы к увеличению количества клиентов, иначе может произойти так, что маркетолог нагонит поток новых клиентов, а вы просто с ним не справитесь.